Получение образования детьми с особыми образовательными потребностями является неотъемлемым условием их успешной социализации, самореализации в различных видах профессиональной деятельности, полноценной жизни в обществе.
Инклюзивное образование - это не только реализация права ребенка на образование, но и изменение подходов к работе всей образовательной системы, нацеленность ее на то, чтобы все люди могли на равных участвовать в жизни общества.
Важнейшую роль в развитии инклюзивного образования играют родители.
Осуществляя психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями, инклюзивное образование данной категории детей невозможно без активного взаимодействия с семьей ребенка. Развитие ребенка с ООП в большой степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от адекватного участия родителей в его физическом и нравственном становлении, правильности воспитательных воздействий. Поэтому технология сопровождения семьи становится необходимой составляющей образовательной системы, позволяющей создавать условия для полноценного развития детей с ООП.
Сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ООП – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, позволяющая формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, конструктивные родительские установки и позиции по отношению к нему. При организации своевременного сопровождения семьи повышаются шансы успешной адаптации детей с ООП к жизни в обществе, происходит укрепление морального и психологического климата в семьях. Для родителей, воспитывающих детей с ООП, сотрудничество с педагогом расширяет представления о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию, как своих возможностей, так и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку адекватно взаимодействовать друг с другом. Педагогам необходимо помнить, что ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Вовлечение родителей в образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогической работе важны не потому, что этого хотят педагоги, а потому, что это необходимо для развития ребенка. Педагоги должны сделать родителей не просто союзниками, но и грамотными помощниками на всех этапах работы.