Публикации

RCDO.KZ » Публикации » Психолого - педагогическое сопровождение детей с нарушением интеллекта

Психолого - педагогическое сопровождение детей с нарушением интеллекта

ya_socials
Опубликовано:
Автор: Asdfg1230807

Сегодня уже ни для кого не секрет, что за последние десятилетия в Казахстане по разным причинам стремительно увеличилось число детей, имеющих проблемы в развитии, зачастую в самых разных сочетаниях. С каждым годом увеличивается процент детей, которые имеют отклонения от возрастной нормы; это не только болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами.

Статистика свидетельствует: здоровье детей от рождения до поступления в школу не улучшается, а ухудшается, что отрицательно влияет на процесс усвоения необходимых знаний, умений и навыков.

Все больше осознается, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. Пришло понимание того, что каждому ребенку с нарушением интеллекта необходимо создать благоприятные условия, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности. Начиная с 90-х годов XX столетия, в нашей стране пропагандируется идея интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Методологические основы педагогической интеграции определены в работах В. В. Краевского, А. В. Петровского, Н. Ф. Талызиной, Г. Д. Глейзер, В. С. Леднёва, Л. И. Новиковой, В. А. Караковского, С. М. Гапеенкова, Г. Ф. Федорец и других. К их числу относят философскую концепцию о ведущей роли деятельности в развитии ребёнка; положение о системном и целостном подходе к педагогическим явлениям; психологические теории о взаимосвязи процессов образования и развития [1]. 

Возникает проблема: как построить работу детей с нарушением интеллекта? В нашей стране имеется многолетний успешный опыт работы с данными категориями детей. Мы считаем, что создание культурно-образовательного пространства, как необходимого условия развития личности, является базовым для модели коррекционно-развивающего процесса для детей с нарушением интеллекта. Дети с нарушением интеллекта могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и психическом развитии, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения или использования специальных образовательных программ. 

Проблема обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта является актуальной  проблемой коррекционной педагогики. Главной целью работы является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных личностных качеств, адаптации и социализации детей с нарушением интеллекта в окружающем обществе. Приоритетным направлением стало оказание квалифицированной  психолого-педагогической помощи. Для достижения максимальной эффективности при проведении коррекционно-образовательной работы учитываются: структура отклоняющегося развития, информация о здоровье ребенка, условия жизни и воспитания в семье, возраст ребенка.

Деятельность службы сопровождения направлена на обеспечение двух согласованных процессов: индивидуальное сопровождение детей с нарушением интеллекта; системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для системы в целом.

Анализ литературы показал, что психолого-педагогическое сопровождение можно рассматривать в нескольких аспектах. Как профессиональную деятельность педагога, способного оказать помощь и поддержку в индивидуальном образовании ребенка с нарушением интеллекта; как процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих ребенку сделать нравственный самостоятельный выбор при решении ребенком образовательных задач; как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого; как технологию, включающую ряд последовательных этапов деятельности педагога, психолога и других специалистов по обеспечению учебных достижений учащимися; как систему, характеризующую взаимосвязь и взаимообусловленность элементов: целевого, содержательного, процессуального и результативного.

Цель психолого-педагогического сопровождения: создание комплексной системы, способствующей успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей с нарушением интеллекта в социуме. 

Задачи
- изучить личность ребенка и его родителей, системы их отношений;
- проанализировать мотивационно-потребносную сферу ребенка и членов его семьи;
- формировать у детей навыки общения со сверстниками в процессе совместной деятельности;
- развивать и совершенствовать коммуникативные функции, эмоционально-волевую регуляцию поведения;
- формировать и стимулировать сенсорно-перцептивные, интеллектуальные процессы детей с нарушением интеллекта;
- формировать адекватные родительские установки на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психокоррекционный процесс;
- развивать коммуникативные навыки в процессе совместной деятельности детей и взрослых, актуальных форм сотрудничества взаимодействия с семьей [2].

В структуру коррекционно-педагогического процесса психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением интеллекта включаются следующие блоки.

1. Диагностико-консультативный блок. Ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза, структуры дефекта и разработки индивидуально-ориентированной программы развития ребенка с нарушением интеллекта.
2. Физкультурно-оздоровительный блок. Цель: оздоровление ребенка, физическое развитие и совершенствование техники движений.
3. Воспитательно-образовательный блок.  Основные направления работы данного блока:
- социально-нравственное развитие;
- познавательное развитие;
- музыкальное воспитание;
- формирование и развитие основных видов деятельности детей с нарушением интеллекта.
4.  Коррекционно-развивающий блок. Основная работа блока направлена на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка с нарушением интеллекта, на преодоление и предупреждение  вторичных отклонений  в развитии познавательной, эмоционально-волевой сферы, речи и коммуникативных навыков, поведения и личностных ориентиров.
5. Социально-педагогический блок.  Работа с семьей является основным главным моментом в процессе обучения и воспитания ребенка с нарушением интеллекта [3]. 

Служба психолого-педагогического сопровождения начинает работу с ребенком  в случае:
- выявления проблем в ходе массовой диагностики;
- обращения родителей за консультациями;
- обращения специалистов других социальных служб [4].

Эффективное психолого-педагогическое сопровождение – это организация взаимодействия между участниками сопровождения в совместно организованной деятельности по созданию благоприятных условий воспитания, обучения, коррекции и развития детей с нарушением интеллекта [5].

Таким образом, включение детей с нарушением интеллекта в среду нормально развивающихся детей требует значительных изменений в организации процесса обучения и воспитания, необходимости обеспечения комплексного психолого-педагогического сопровождения данной категории детей на протяжении всего периода обучения.

Широкая сфера применения психолого-педагогического сопровождения позволяет рассматривать его как неотъемлемое звено системы образования. Расширение представлений о целях образования, в числе которых включены не только цели развития, воспитания, обучения, но и обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья всех детей с нарушением интеллекта обусловливает интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения.

Можно сделать вывод, что только долговременная, системная работа, основанная на комплексном подходе, может дать положительные результаты в психолого-педагогическом сопровождении детей с нарушением интеллекта.

Полная версия материала

Наши олимпиады

Русский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Казахский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ИнформатикаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ФизикаДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Математика (алгебра)Для 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ХимияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
БиологияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ГеографияДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Английский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
История КазахстанаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Для дошкольниковДля дошкольников от 4 до 6 лет Открыть

Оставить комментарий

Заполните заявку на участие
Язык участия
Обязательное поле (на номере должен быть WhatsApp)
Введен неправильный код
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще ученика?
Вы можете внести от 1 до 5 учеников
Поле обязательно для заполнения
Возраст / Класс / Курс *
Поле обязательно для заполнения
4 года
5 лет
6 лет
7 лет
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
1 курс
2 курс
Предмет1 *
Поле обязательно для заполнения
I love English (4-5 лет)
600 тенге
Братья наши меньшие (4-5 лет)
600 тенге
Будем с буквами дружить (5-6 лет)
600 тенге
В мире животных (4 года)
600 тенге
Весёлые загадки (4 года)
600 тенге
Веселые задачки (5 лет)
600 тенге
Весёлые цифры (4-5 лет)
600 тенге
Весёлый счёт (5 лет)
600 тенге
Времена года (4 года)
600 тенге
Время и возраст (6-7 лет)
600 тенге
Вчера, сегодня, завтра (5 лет)
600 тенге
Дни недели и времена года (5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (4-5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (6-7 лет)
600 тенге
Занимательная математика (6 лет)
600 тенге
Запутанные буквы (5 лет)
600 тенге
Ищем буквы (5-6 лет)
600 тенге
Логические задачки (4 года)
600 тенге
Математика для дошкольников (6 лет)
600 тенге
Математика для малышей (6 лет)
600 тенге
Начинаем читать (6 лет)
600 тенге
Окружающий мир (4-5 лет)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (5-6 лет)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (1-2 класс)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (3-4 класс)
600 тенге
Правила дорожного движения для малышей (4-5 лет)
600 тенге
Пространство и время (4 года)
600 тенге
Пространство и время (6-7 лет)
600 тенге
Развитие речи (4 года)
600 тенге
Развитие речи (5 лет)
600 тенге
Развитие речи (6 лет)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (4-5 лет)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (1-2 класс)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (3-4 класс)
600 тенге
Самый внимательный (5-6 лет)
600 тенге
Строение тела человека (5-6 лет)
600 тенге
Тесты на внимательность (4-5 лет)
600 тенге
Тесты на внимательность (6-7 лет)
600 тенге
Тесты на логику (4 года)
600 тенге
Тесты на логику (5 лет)
600 тенге
Хочу все знать (4 года)
600 тенге
Хочу все знать (5-6 лет)
600 тенге
Цвета на английском (4-5 лет)
600 тенге
Цифры для малышей (4 года)
600 тенге
Часы (6 лет)
600 тенге
Этикет для малышей (4 года)
600 тенге
Логические задачки для первоклассников
600 тенге
Логические задачки для второклассников
600 тенге
Логические задачки для третьеклассников
600 тенге
Логические задачки для четвероклассников
600 тенге
Казахский язык
600 тенге
Русский язык
600 тенге
Английский язык
600 тенге
История Казахстана
600 тенге
Математика
600 тенге
Алгебра
600 тенге
Физика
600 тенге
Химия
600 тенге
Биология
600 тенге
География
600 тенге
Информатика
600 тенге
Познание мира
600 тенге
Цифровая грамотность
600 тенге
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще предмет?
Вы можете выбрать от 1 до 5 предметов
К оплате:
0 тенге.
Внимание! Эти данные будут написаны в грамоте!
Проверьте, верно ли вы написали ФИО участников, название учебного заведения и остальные данные. Данные после участия не меняются
Заявка на участие создана. Сейчас откроется страница оплаты