Сегодня уже ни для кого не секрет, что за последние десятилетия в Казахстане по разным причинам стремительно увеличилось число детей, имеющих проблемы в развитии, зачастую в самых разных сочетаниях. С каждым годом увеличивается процент детей, которые имеют отклонения от возрастной нормы; это не только болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами.
Статистика свидетельствует: здоровье детей от рождения до поступления в школу не улучшается, а ухудшается, что отрицательно влияет на процесс усвоения необходимых знаний, умений и навыков.
Все больше осознается, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. Пришло понимание того, что каждому ребенку с нарушением интеллекта необходимо создать благоприятные условия, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности. Начиная с 90-х годов XX столетия, в нашей стране пропагандируется идея интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Методологические основы педагогической интеграции определены в работах В. В. Краевского, А. В. Петровского, Н. Ф. Талызиной, Г. Д. Глейзер, В. С. Леднёва, Л. И. Новиковой, В. А. Караковского, С. М. Гапеенкова, Г. Ф. Федорец и других. К их числу относят философскую концепцию о ведущей роли деятельности в развитии ребёнка; положение о системном и целостном подходе к педагогическим явлениям; психологические теории о взаимосвязи процессов образования и развития [1].
Возникает проблема: как построить работу детей с нарушением интеллекта? В нашей стране имеется многолетний успешный опыт работы с данными категориями детей. Мы считаем, что создание культурно-образовательного пространства, как необходимого условия развития личности, является базовым для модели коррекционно-развивающего процесса для детей с нарушением интеллекта. Дети с нарушением интеллекта могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и психическом развитии, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения или использования специальных образовательных программ.
Проблема обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта является актуальной проблемой коррекционной педагогики. Главной целью работы является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных личностных качеств, адаптации и социализации детей с нарушением интеллекта в окружающем обществе. Приоритетным направлением стало оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи. Для достижения максимальной эффективности при проведении коррекционно-образовательной работы учитываются: структура отклоняющегося развития, информация о здоровье ребенка, условия жизни и воспитания в семье, возраст ребенка.
Деятельность службы сопровождения направлена на обеспечение двух согласованных процессов: индивидуальное сопровождение детей с нарушением интеллекта; системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для системы в целом.
Анализ литературы показал, что психолого-педагогическое сопровождение можно рассматривать в нескольких аспектах. Как профессиональную деятельность педагога, способного оказать помощь и поддержку в индивидуальном образовании ребенка с нарушением интеллекта; как процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих ребенку сделать нравственный самостоятельный выбор при решении ребенком образовательных задач; как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого; как технологию, включающую ряд последовательных этапов деятельности педагога, психолога и других специалистов по обеспечению учебных достижений учащимися; как систему, характеризующую взаимосвязь и взаимообусловленность элементов: целевого, содержательного, процессуального и результативного.
Цель психолого-педагогического сопровождения: создание комплексной системы, способствующей успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей с нарушением интеллекта в социуме.
Задачи:
- изучить личность ребенка и его родителей, системы их отношений;
- проанализировать мотивационно-потребносную сферу ребенка и членов его семьи;
- формировать у детей навыки общения со сверстниками в процессе совместной деятельности;
- развивать и совершенствовать коммуникативные функции, эмоционально-волевую регуляцию поведения;
- формировать и стимулировать сенсорно-перцептивные, интеллектуальные процессы детей с нарушением интеллекта;
- формировать адекватные родительские установки на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психокоррекционный процесс;
- развивать коммуникативные навыки в процессе совместной деятельности детей и взрослых, актуальных форм сотрудничества взаимодействия с семьей [2].
В структуру коррекционно-педагогического процесса психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением интеллекта включаются следующие блоки.
1. Диагностико-консультативный блок. Ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза, структуры дефекта и разработки индивидуально-ориентированной программы развития ребенка с нарушением интеллекта.
2. Физкультурно-оздоровительный блок. Цель: оздоровление ребенка, физическое развитие и совершенствование техники движений.
3. Воспитательно-образовательный блок. Основные направления работы данного блока:
- социально-нравственное развитие;
- познавательное развитие;
- музыкальное воспитание;
- формирование и развитие основных видов деятельности детей с нарушением интеллекта.
4. Коррекционно-развивающий блок. Основная работа блока направлена на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка с нарушением интеллекта, на преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии познавательной, эмоционально-волевой сферы, речи и коммуникативных навыков, поведения и личностных ориентиров.
5. Социально-педагогический блок. Работа с семьей является основным главным моментом в процессе обучения и воспитания ребенка с нарушением интеллекта [3].
Служба психолого-педагогического сопровождения начинает работу с ребенком в случае:
- выявления проблем в ходе массовой диагностики;
- обращения родителей за консультациями;
- обращения специалистов других социальных служб [4].
Эффективное психолого-педагогическое сопровождение – это организация взаимодействия между участниками сопровождения в совместно организованной деятельности по созданию благоприятных условий воспитания, обучения, коррекции и развития детей с нарушением интеллекта [5].
Таким образом, включение детей с нарушением интеллекта в среду нормально развивающихся детей требует значительных изменений в организации процесса обучения и воспитания, необходимости обеспечения комплексного психолого-педагогического сопровождения данной категории детей на протяжении всего периода обучения.
Широкая сфера применения психолого-педагогического сопровождения позволяет рассматривать его как неотъемлемое звено системы образования. Расширение представлений о целях образования, в числе которых включены не только цели развития, воспитания, обучения, но и обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья всех детей с нарушением интеллекта обусловливает интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения.
Можно сделать вывод, что только долговременная, системная работа, основанная на комплексном подходе, может дать положительные результаты в психолого-педагогическом сопровождении детей с нарушением интеллекта.