Исторически сложилось так, что наша страна стала местом пересечения различных культур и религий. Казахстан – ключевой регион, имеющий глубокие духовные корни, связывающие между собой два мира – Восток и Запад, который по праву называют «перекрестком цивилизаций». На этой территории формировались и развивались самые различные религиозные мировоззрения.
По евразийскому пространству проходит граница между двумя крупнейшими мировыми религиями – христианством и исламом. Мирное сосуществование ислама и христианства в современном Казахстане выступает эффективным компонентом стабильности евразийского пространства.
Казахстан за годы независимости обеспечил мир и согласие представителям более 130 этносам. Конфессиональная картина Казахстана формировалась в течение веков совместной истории проживания различных народов, населяющих этот регион, который всегда отличался этноконфессиональной устойчивостью и самодостаточностью.
В основе казахстанской модели межэтнической толерантности и общественного согласия лежит веками устоявшаяся на нашей земле система этноконфессиональных отношений и научно обоснованный государственный менеджмент. Благодаря Ассамблее народа Казахстана, неправительственным и иным институтам гражданского общества сохраняется общественно-политическая стабильность страны и развивается уникальная модель взаимодействия этносов и конфессий.
Актуальность. Вопросы этноконфессионального взаимодействия принадлежат к числу актуальных теоретических и практических проблем нашего времени. Этнический и религиозный факторы, своеобразие населяющих Казахстан этносов, их образ жизни, язык, религии, этнические традиции и культуры оказывают существенное влияние на развитие государства. Полиэтничность и поликонфессиональность казахстанского общества рассматриваются как важнейшие ценности, обогащающие спектр возможностей для устойчивого развития страны. Межэтнические и межконфессиональные отношения – обширная область, включающая множество аспектов: исторические, философско-мировоззренческие, культурологические, правовые, социально-политические. Изучение этих проблем имеет не только теоретико-познавательное, но и консолидирующее для общества значение.
Благодаря исторически сложившимся добрым традициям, специфике евразийского, славяно-тюркского менталитета, взвешенной внутренней и внешней политике Первого президента Н.А. Назарбаева обстановка в республике достаточно стабильна. В настоящее время главной задачей казахстанской политики становятся не только сохранение и укрепление межэтнического согласия, но и сохранение, прежде всего, религиозной толерантности, межконфессионального согласия. В Казахстане необходимо, прежде всего, согласие между исламом и христианством – двумя основными религиями, представляющими вероисповедания двух супер этносов евразийского континента: тюрков и славян.
Рассматривая вопросы религии, нельзя не затронуть такую проблему, как религиозный экстремизм. Человечество, пережив период холодной войны в прошлом веке, столкнулось с новой проблемой современного мира – агрессивным проявлениям международного экстремизма. Для Казахстана этот вопрос является актуальным, в первую очередь – в силу геополитического расположения. Поэтому международный экстремизм необходимо рассматривать как серьезную угрозу интересам страны. Являясь поликонфессиональным государством, Казахстан непосредственно граничит с мусульманскими странами. Эти обстоятельства диктуют для руководства центрально-азиатских республик самым тщательным образом относиться к исламскому фактору, учитывать его при принятии и реализации важных решений по внутри- и внешнеполитическим вопросам.
Цель: рассмотреть эволюцию религиозного сознания тюркских племен и выявить преемственные черты современной казахстанской модели межконфессиональной толерантности.
Для достижения этой цели определены следующие задачи:
1. Рассмотреть появление и распространение религий на территории Казахстана.
2. Рассмотреть особенности распространения религий тюркского периода.
3. Охарактеризовать конфессии Казахстана и Северо-Казахстанской области, их взаимодействие между собой.
4. Раскрыть сущность, содержание единства межконфессиональных процессов как неотъемлемой части общественной жизни государства.
5. Осветить религиозную ситуацию в Казахстане на современном этапе.
6. Рассмотреть инициативы Казахстана по проведению глобального диалога религий.
Гипотеза. Если мы изучим этапы появления, распространения религий и межконфессиональные отношения на территории Казахстана, следовательно, сможем определить современное состояние конфессий и их численность на территории нашей области.
Новизна исследования заключается в попытке выявить общие черты межконфессиональных отношений прошлого и настоящего Казахстана.
Объектом исследования является религиозность, как одна из форм общественного сознания.
Предмет исследования: религиозные, межконфессиональные, конфессионально-государственные процессы на территории Казахстана, а также – совокупность факторов, оказывающих регулирующие воздействие на развитие полиэтнического общества.
При выполнении научной работы применены следующие методы исследования: метод анализа и синтеза, хронологический, сравнительный, ретроспективный, описательный, метод интервьюирования. Методологическую основу научной работы составляют общенаучные принципы: объективность, диалектика, единство общего и частного, исторического и логического.
Источники. По данной проблеме разработано достаточное количество научных исследований. Фундаментальными исследованиями данной проблемы стали работы Султангалиева А.К., Кушербаева К.Е., Сандбаева Т., Орынбекова М.С., в которых выявлены основные направления взаимоотношений между религиями, описание роли традиционных и нетрадиционных религиозных объединений в Казахстане. В монографии Трофимова Я.Ф. «Религии и политика» исследуются политические и правовые аспекты становления и развития религии в Казахстане. В работах Кыдыралиной Ж.У. генезис религиозности рассматривается параллельно с историей формирования полиэтничного Казахстана. Ее популярные книги: «Этнос и религия: история и судьбы», «Этнос и религия в Казахстане». В монографии Султангалиевой А.К. «Ислам в Казахстане: история, этничность и общество» показано соотношение религиозной и этнической идентичности казахов.
Большое значение в изучении данной проблематики имеют работы Назарбаева Н.А. «Критическое десятилетие» (2003), «В потоке истории» (1999), его ежегодные Послания и выступления. В работе «Критическое десятилетие» всесторонне рассматриваются проблемы ведения борьбы с экстремистскими организациями.
При изучении данной тематики нельзя не обратиться к научной и публицистической периодической печати. В статье «Религия: на пути к миру и согласию» известный казахстанский ученый Насынбаев А. показывает роль научных учреждений и философских общественно-гуманитарных исследований в области религии и межконфессиональных отношений.
Трофимов Я.Ф., Никифоров А.В., Синяков О.В. в справочнике «Религиозные объединения Северо-Казахстанской области: история и современность» разъясняют сущность догматики и обрядности религий, представленных в Северо-Казахстанской области. В методическом пособии «Государственно-конфессиональные отношения в Республике Казахстан» авторы освещают основные аспекты государственно-конфессиональных отношений в стране.
Практическая значимость. Исследование может быть использовано при подготовке региональных программ развития межконфессиональных отношений, а также - для проведения разъяснительной работы среди населения. Полученные знания будут способствовать укреплению толерантности и согласия, духовных основ казахстанского полиэтнического и поликонфессионального общества. Данная работа может внести свой вклад в профилактику религиозного экстремизма, а полученные результаты и выводы – применяться на уроках истории Казахстана и основам светскости и религиоведения.