Публикации

RCDO.KZ » Публикации » Религиозные верования тюрков в контексте генезиса религиозности в Казахстане

Религиозные верования тюрков в контексте генезиса религиозности в Казахстане

ya_socials
Опубликовано:
Автор: dmitrii.veselov0523

Исторически сложилось так, что наша страна стала местом пересечения различных культур и религий. Казахстан – ключевой регион, имеющий глубокие духовные корни, связывающие между собой два мира – Восток и Запад, который по праву называют «перекрестком цивилизаций». На этой территории формировались и развивались самые различные религиозные мировоззрения. 

По евразийскому пространству проходит граница между двумя крупнейшими мировыми религиями – христианством и исламом. Мирное сосуществование ислама и христианства в современном Казахстане выступает эффективным компонентом стабильности евразийского пространства.

Казахстан за годы независимости обеспечил мир и согласие представителям более 130 этносам. Конфессиональная картина Казахстана формировалась в течение веков совместной истории проживания различных народов, населяющих этот регион, который всегда отличался этноконфессиональной устойчивостью и самодостаточностью. 

В основе казахстанской модели межэтнической толерантности и общественного согласия лежит веками устоявшаяся на нашей земле система этноконфессиональных отношений и научно обоснованный государственный менеджмент. Благодаря Ассамблее народа Казахстана, неправительственным и иным институтам гражданского общества сохраняется общественно-политическая стабильность страны и развивается уникальная модель взаимодействия этносов и конфессий. 

Актуальность. Вопросы этноконфессионального взаимодействия принадлежат к числу актуальных теоретических и практических проблем нашего времени. Этнический и религиозный факторы, своеобразие населяющих Казахстан этносов, их образ жизни, язык, религии, этнические традиции и культуры оказывают существенное влияние на развитие государства. Полиэтничность и поликонфессиональность казахстанского общества рассматриваются как важнейшие ценности, обогащающие спектр возможностей для устойчивого развития страны. Межэтнические и межконфессиональные отношения – обширная область, включающая множество аспектов: исторические, философско-мировоззренческие, культурологические, правовые, социально-политические. Изучение этих проблем имеет не только теоретико-познавательное, но и консолидирующее для общества значение.

Благодаря исторически сложившимся добрым традициям, специфике евразийского, славяно-тюркского менталитета, взвешенной внутренней и внешней политике Первого президента Н.А. Назарбаева обстановка в республике достаточно стабильна. В настоящее время главной задачей казахстанской политики становятся не только сохранение и укрепление межэтнического согласия, но и сохранение, прежде всего, религиозной толерантности, межконфессионального согласия. В Казахстане необходимо, прежде всего, согласие между исламом и христианством – двумя основными религиями, представляющими вероисповедания двух супер этносов евразийского континента: тюрков и славян.

Рассматривая вопросы религии, нельзя не затронуть такую проблему, как    религиозный экстремизм.  Человечество, пережив период холодной войны в прошлом веке, столкнулось с новой проблемой современного мира – агрессивным проявлениям международного экстремизма. Для Казахстана этот вопрос является актуальным, в первую очередь – в силу геополитического расположения. Поэтому международный экстремизм необходимо рассматривать как серьезную угрозу интересам страны. Являясь поликонфессиональным государством, Казахстан непосредственно граничит с мусульманскими странами. Эти обстоятельства диктуют для руководства центрально-азиатских республик самым тщательным образом относиться к исламскому фактору, учитывать его при принятии и реализации важных решений по внутри- и внешнеполитическим вопросам.   

Цель: рассмотреть эволюцию религиозного сознания тюркских племен и выявить преемственные черты современной казахстанской модели межконфессиональной толерантности.

Для достижения этой цели определены следующие задачи:
1.    Рассмотреть появление и распространение религий на территории Казахстана.
2.    Рассмотреть особенности распространения религий тюркского периода.
3.    Охарактеризовать конфессии Казахстана и Северо-Казахстанской области, их взаимодействие между собой.
4.    Раскрыть сущность, содержание единства межконфессиональных процессов как неотъемлемой части общественной жизни государства.
5.    Осветить религиозную ситуацию в Казахстане на современном этапе.
6.    Рассмотреть инициативы Казахстана по проведению глобального диалога религий.

Гипотеза. Если мы изучим этапы появления, распространения религий и межконфессиональные отношения на территории Казахстана, следовательно, сможем определить современное состояние конфессий и их численность на территории нашей области.

Новизна исследования заключается в попытке выявить общие черты межконфессиональных отношений прошлого и настоящего Казахстана.

Объектом исследования является религиозность, как одна из форм общественного сознания.
Предмет исследования: религиозные, межконфессиональные, конфессионально-государственные процессы на территории Казахстана, а также – совокупность факторов, оказывающих регулирующие воздействие на развитие полиэтнического общества.

При выполнении научной работы применены следующие методы исследования: метод анализа и синтеза, хронологический, сравнительный, ретроспективный, описательный, метод интервьюирования. Методологическую основу научной работы составляют общенаучные принципы: объективность, диалектика, единство общего и частного, исторического и логического.

Источники. По данной проблеме разработано достаточное количество научных исследований. Фундаментальными исследованиями данной проблемы стали работы Султангалиева А.К., Кушербаева К.Е., Сандбаева Т., Орынбекова М.С., в которых выявлены основные направления взаимоотношений между религиями, описание роли традиционных и нетрадиционных религиозных объединений  в Казахстане. В монографии Трофимова Я.Ф. «Религии и политика» исследуются политические и правовые аспекты становления и развития религии в Казахстане. В работах Кыдыралиной Ж.У. генезис религиозности рассматривается параллельно с историей формирования полиэтничного Казахстана. Ее популярные книги: «Этнос и религия: история и судьбы», «Этнос и религия в Казахстане». В монографии Султангалиевой А.К. «Ислам в Казахстане: история, этничность и общество» показано соотношение религиозной и этнической идентичности казахов.

Большое значение в изучении данной проблематики имеют работы Назарбаева Н.А. «Критическое десятилетие» (2003), «В потоке истории» (1999), его ежегодные Послания и выступления. В работе «Критическое десятилетие» всесторонне рассматриваются проблемы ведения борьбы с экстремистскими организациями. 

При изучении данной тематики нельзя не обратиться к научной и публицистической периодической печати. В статье «Религия: на пути к миру и согласию» известный казахстанский ученый Насынбаев А. показывает роль научных учреждений и философских общественно-гуманитарных исследований в области религии и межконфессиональных отношений. 

Трофимов Я.Ф., Никифоров А.В., Синяков О.В. в справочнике «Религиозные объединения Северо-Казахстанской области: история и современность» разъясняют сущность догматики и обрядности религий, представленных в Северо-Казахстанской области. В методическом пособии «Государственно-конфессиональные отношения в Республике Казахстан» авторы освещают основные аспекты государственно-конфессиональных отношений в стране. 

Практическая значимость. Исследование может быть использовано при подготовке региональных программ развития межконфессиональных отношений, а также - для проведения разъяснительной работы среди населения. Полученные знания будут способствовать укреплению толерантности и согласия, духовных основ казахстанского полиэтнического и поликонфессионального общества. Данная работа может внести свой вклад в профилактику религиозного экстремизма, а полученные результаты и выводы – применяться на уроках истории Казахстана и основам светскости и религиоведения.

Полная версия материала

Наши олимпиады

Русский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Казахский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ИнформатикаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ФизикаДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Математика (алгебра)Для 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ХимияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
БиологияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ГеографияДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Английский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
История КазахстанаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Для дошкольниковДля дошкольников от 4 до 6 лет Открыть

Оставить комментарий

Заполните заявку на участие
Язык участия
Обязательное поле (на номере должен быть WhatsApp)
Введен неправильный код
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще ученика?
Вы можете внести от 1 до 5 учеников
Поле обязательно для заполнения
Возраст / Класс / Курс *
Поле обязательно для заполнения
4 года
5 лет
6 лет
7 лет
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
1 курс
2 курс
Предмет1 *
Поле обязательно для заполнения
Здравствуй, Новый год! (для детей 4 лет)
600 тенге
Здравствуй, Новый год! (для детей 5-6 лет)
600 тенге
I love English (4-5 лет)
600 тенге
Братья наши меньшие (4-5 лет)
600 тенге
Будем с буквами дружить (5-6 лет)
600 тенге
В мире животных (4 года)
600 тенге
Весёлые загадки (4 года)
600 тенге
Веселые задачки (5 лет)
600 тенге
Весёлые цифры (4-5 лет)
600 тенге
Весёлый счёт (5 лет)
600 тенге
Времена года (4 года)
600 тенге
Время и возраст (6-7 лет)
600 тенге
Вчера, сегодня, завтра (5 лет)
600 тенге
Дни недели и времена года (5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (4-5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (6-7 лет)
600 тенге
Занимательная математика (6 лет)
600 тенге
Запутанные буквы (5 лет)
600 тенге
Ищем буквы (5-6 лет)
600 тенге
Логические задачки (4 года)
600 тенге
Математика для дошкольников (6 лет)
600 тенге
Математика для малышей (6 лет)
600 тенге
Начинаем читать (6 лет)
600 тенге
Окружающий мир (4-5 лет)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (5-6 лет)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (1-2 класс)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (3-4 класс)
600 тенге
Правила дорожного движения для малышей (4-5 лет)
600 тенге
Пространство и время (4 года)
600 тенге
Пространство и время (6-7 лет)
600 тенге
Развитие речи (4 года)
600 тенге
Развитие речи (5 лет)
600 тенге
Развитие речи (6 лет)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (4-5 лет)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (1-2 класс)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (3-4 класс)
600 тенге
Независимый Казахстан (1-2 класс)
600 тенге
Независимый Казахстан (3-4 класс)
600 тенге
Самый внимательный (5-6 лет)
600 тенге
Строение тела человека (5-6 лет)
600 тенге
Тесты на внимательность (4-5 лет)
600 тенге
Тесты на внимательность (6-7 лет)
600 тенге
Тесты на логику (4 года)
600 тенге
Тесты на логику (5 лет)
600 тенге
Хочу все знать (4 года)
600 тенге
Хочу все знать (5-6 лет)
600 тенге
Цвета на английском (4-5 лет)
600 тенге
Цифры для малышей (4 года)
600 тенге
Часы (6 лет)
600 тенге
Этикет для малышей (4 года)
600 тенге
Логические задачки для первоклассников
600 тенге
Логические задачки для второклассников
600 тенге
Логические задачки для третьеклассников
600 тенге
Логические задачки для четвероклассников
600 тенге
Казахский язык
600 тенге
Русский язык
600 тенге
Английский язык
600 тенге
История Казахстана
600 тенге
Математика
600 тенге
Алгебра
600 тенге
Физика
600 тенге
Химия
600 тенге
Биология
600 тенге
География
600 тенге
Информатика
600 тенге
Познание мира
600 тенге
Цифровая грамотность
600 тенге
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще предмет?
Вы можете выбрать от 1 до 5 предметов
К оплате:
0 тенге.
Внимание! Эти данные будут написаны в грамоте!
Проверьте, верно ли вы написали ФИО участников, название учебного заведения и остальные данные. Данные после участия не меняются
Заявка на участие создана. Сейчас откроется страница оплаты