В рамках концепции обновления современной школы в Казахстане были установлены новые приоритеты, которые предполагают построение модели учебного процесса на основе сотрудничества учителя и ученика, комбинирование различных методов и стратегий обучения и использование разнообразных активных видов учебной деятельности. Эти приоритеты также являются основой для развития естественно-научного образования в современной школе. В результате модернизации системы образования, предметы естественно-научного цикла становятся более важными, и поэтому изучение этих предметов в общеобразовательных школах направлено на развитие функциональной грамотности учащихся.
В Государственном образовательном стандарте начального образования обозначены требования к предметным, метапредметным и личностным результатам образования. Предметные требования реализуются через отдельные учебные предметы, а требования к личностным и метапредметным результатам образования могут быть успешно достигнуты только при совместном и согласованном воздействии всех школьных предметов, входящих в типовые учебные программы.
Естественно-научная грамотность включает различные компоненты: общеучебные умения, которые формируются в рамках естественно-научных предметов, естественно-научные понятия и ситуации, где применяются знания в области естественных наук. Естественно-научная грамотность, в глобальном смысле, отражает уровень культуры общества и его способность поддерживать научную и инновационную деятельность. Поэтому компетенции в области естественно-научной грамотности и метапредметные образовательные результаты имеют новое обобщенное качество, отличающееся от просто предметных знаний и умений.
На современном этапе обучения ученик становится центром учебного процесса. С этой целью в Учебной программе были уточнены цели учебно-воспитательного процесса предмета "естествознание" на каждом уровне начальной школы, принципы выбора структуры содержания и методы оценки качества подготовки учеников. Особое внимание уделяется развитию ученика, формированию его мотивации и независимого мышления. Содержание предмета конкретизируется с учетом связей с другими предметами и возрастных особенностей учеников. Определены требования к выбору методов обучения и логике построения предмета.