Публикации

RCDO.KZ » Публикации » Когнитотип дискурса

Когнитотип дискурса

ya_socials
Опубликовано:
Автор: Alma_orda0213

В последние годы стало обычным противопоставление двух подходов к анализу формы (структуры) представления знаний. А.Пайвио [1] защищает гипотезу двух форм кодирования, подчеркивая, что вербальные и невербальные знания представляют собой две разные символические системы. Согласно другой точке зрения, как языковые, так и неязыковые знания репрезентируются в человеческой памяти единой пропорциональной формой. Как отмечает Н.Д.Арутюнова, современная логика, а вслед за ней и лингвистика, часто прибегают к понятию пропозиции: «Под пропозицией или логическим суждением подразумевалась определенная форма мысли, утверждающая или отрицающая нечто о предметах действительности» [2, 53-54]. Пропозиция как единица репрезентации понимается как ментальная структура.


По мнению некоторых ученых, все хранимые в памяти типы информации носят характер пропозиций. По своему содержанию пропозиция передает некоторое утверждение о мире; вся информация поступает в память в виде наборов пропозиций. Считая предикацию ведущей функцией языка, а отношения между субъектом и предикатом – отражающими способ, посредством которого человек познает окружающий мир, пропозиция трактуется как субъектно-предикатная конструкция. Ю.Н.Караулов отмечает связь пропозициональных структур и фреймов [3, с.194].


Некоторые исследователи отождествляют понятие «фрейм», «схема» и «модель». Одним из определений термина «фрейм» является «общее родовое обозначение набора понятий типа: схема, сценарий, когнитивная модель».


Так А.Г.Баранов считает, что фреймы, картины, сценарии образуют когнитивные модели, которые являются «инвариантами познавательной деятельности индивида» [4]. По его мнению, индивидуальные когнитивные системы основываются на определенных познавательных структурах со своими концептами и категориями.


Когнитивная модель, рассматриваемая как простая концептуальная схема, выступает в качестве эталона при формировании языковой категории и представляет собой схематизированный зрительный и ментальный образ, стоящий за языковыми явлениями. Для выделения из массива текстов концептов определенной предметной области А.Г.Барановым был предложен термин когнитотип, под которым исследователь понимает ментально-лингвистический фрейм, ментально-лингвистическую модель, как базу данных для порождения и понимания массива дискурса в его жанровой спецификации [4, с.35].


Иными словами, когнитотип – это комплекс данных о конкретной, предметной области, который реализуется в дискурсивной деятельности.


Процесс построения когнитотипов основывается на подсознательном восприятии актуального мира, в отличие от объективных знаний. Объективные знания обусловлены процессом сканирования актуального мира во всех его видах. Когнитотипические знания – это результат вторичного, семиотического восприятия окружающего мира. Благодаря своей двойственной структуре, когнитотип служит основой дискурсивной деятельности. Все составляющие когнитотипа отбираются на основе анализа массива дискурсов, относящихся к одной предметной области.


В системе взаимодействия материальных и идеальных структур когнитотип является связующим звеном, так как он нейтрализует объективность универсальных знаний и субъективность авторской реализации стереотипных данных о предметной области. Стереотипы материализуются в процессе человеческой деятельности, структурируют ментальную систему человека при помощи языка и связывают мышление и культуру.


Таким образом, когнитотип – это фрейм, отражающий инвариантные ментально-лингвистические характеристики массива нарратива определенной смысловой содержательности. Выделяют следующие черты когнитотипа:
– строгая очерченность фрагмента действительности, что позволяет представить его в тематической цельности и завершенности;
– обладает тематической композицией;
– представлен набором языковых выражений, соотнесенных в подсознании субъекта общения с данной предметной областью и сферой деятельности;
– строится как ментально-лингвистическая модель декларативных значний (о мире и языке);
– дополняется процедурными знаниями (стратегии, конвенции, правила) высших уровней текстотипичности.


Когнитотипические поля организованы в парадигматические ряды, которые образуют синтагматические последовательности, что позволяет линейное развертывание текста, в содержании которого выделяются следующие компоненты: пропозициональный, модальный и текстуальный [4, с.34].


Таким образом, можно сделать вывод, что когнитотип – это трехкомпонентная структура, которая соответствует трем компонентам семантического представления текста:
– пропозициональному, отражающему «предметные знания» – объекты и их связи;
– модальному, отражающему процедурные знания;
– текстуальному, отражающему батареи лингвистических выражений (когниотипических полей), которые служат заготовками для создания текста.


Общественный характер трудовой деятельности человека и необходимость коллективного знания обусловили появление специфических форм взаимодействия людей: общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и пр. Основными составляющими коммуникативной деятельности являются: язык, речь, речевая деятельность, которые реализуются в речевых актах, что в совокупности и есть лингвистика общения.


Лингвистика общения являет собой язык в действии, в центре которого стоит общающаяся личность, реализующая свою познавательно-коммуникативную деятельность, результатом которой является дискурс. Социолингвистический анализ дискурса предполагает обращение к стандартным жанрам определенных типов дискурса. 


В порождении и понимании текстов, являющих собой дискурс, ведущую роль играет когнитивная компетенция познающего сознания и агенса коммуникации, исходя из чего, основой когнитивно-дискурсной деятельности выступает когнитивная система. Основными познавательными категориями являются концепты и их связи, которые образуют определенные познавательные структуры, составляющие индивидуальные когнитивные системы субъектов общения и являют собой постоянно развивающиеся системы знаний и верований.


Принципиальных различий между знаниями о мире и знаниями о языке не существует. Знания, накопленные человеком в процессе познавательной деятельности, объективируются при помощи языка и представлены в виде различных когнитивных структур (фреймы, сценарии, скрипты, модели, схемы, когнитотипы и др.). Вне коммуникации эти знания невостребованы, а следовательно, нерелевантны. Когнитивные структуры отражают конвенциональные концептуальные знания о каком-либо концепте и являются когнитивной основой порождения и понимания дискурса.


Список использованной литературы:
1.Paivio A. Mental representations: A dual coding approach. –N.Y., 1986. –332p.
2.Арутюнова Н.Д. Жанры общения // Человеческий фактор в языке: Коммуникация, модальность, дейксис. – М.: Наука, 1992. – С.52-56.
3.Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М.: Наука, 1987. – 262с.
4.Баранов А.Г. Когнитотипичность жанра//Общие проблемы теории жанров. – Саратов: Изд-во «Колледж», 1997. – С.5–48.

Полная версия материала

Наши олимпиады

Русский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Казахский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ИнформатикаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ФизикаДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Математика (алгебра)Для 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ХимияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
БиологияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ГеографияДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Английский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
История КазахстанаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Для дошкольниковДля дошкольников от 4 до 6 лет Открыть

Оставить комментарий

Заполните заявку на участие
Язык участия
Обязательное поле (на номере должен быть WhatsApp)
Введен неправильный код
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще ученика?
Вы можете внести от 1 до 5 учеников
Поле обязательно для заполнения
Класс / курс *
Поле обязательно для заполнения
Учащиеся дошкольных учреждений
0 класс
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
1 курс
2 курс
Предмет1 *
Поле обязательно для заполнения
Будем с буквами дружить (5-6 лет)
600 тенге
Логика для детей 4 лет
600 тенге
Логика для детей 5 лет
600 тенге
Занимательная математика (5 лет)
600 тенге
I love English (5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (4-6 лет)
600 тенге
Загадки для детей (7-8 лет)
600 тенге
Тест на развитие речи (5-6 лет)
600 тенге
Тесты на внимание (4-5 лет)
600 тенге
Тесты на внимание (6-7 лет)
600 тенге
Время и возраст (5-6 лет)
600 тенге
Математика для дошкольников (5 лет)
600 тенге
Правила дорожного движения (5-6 лет)
600 тенге
Окружающий мир (4-5 лет)
600 тенге
Веселые цифры (для 4-5 лет)
600 тенге
Братья наши меньшие (для 4-5 лет)
600 тенге
Ищем буквы (для 5 лет)
600 тенге
Веселые загадки (для 4-5 лет)
600 тенге
Логические задачки для первоклассников
600 тенге
Логические задачки для второклассников
600 тенге
Логические задачки для третьеклассников
600 тенге
Логические задачки для четвероклассников
600 тенге
Казахский язык
600 тенге
Русский язык
600 тенге
Английский язык
600 тенге
Математика (алгебра)
600 тенге
Физика
600 тенге
Химия
600 тенге
Биология
600 тенге
Информатика
600 тенге
Познание мира
600 тенге
Добавить еще предмет?
Вы можете выбрать от 1 до 5 предметов
К оплате:
0 тенге.
Внимание! Эти данные будут написаны в грамоте!
Проверьте, верно ли вы написали ФИО участников, название учебного заведения и остальные данные. Данные после участия не меняются
Заявка на участие создана. Сейчас откроется страница оплаты