Информационные технологии – неотъемлемая часть современного общества. Сложно придумать пример современной профессии, в которой не пригодилось бы умение работать с компьютером. Даже если профессия не вязана с IT - технологиями, умение работать в специализированных программах или пользоваться хотя бы основными офисными приложениями необходимо и врачам, и учителям, и инженерам.
В ряде профессий нелишним является и навык программирования: это облегчает понимание работы системы и дает возможности повысить за счет этого производительность. Многие современные специализированные программы включают в себя элементы программирования. Даже стандартный пакет офисных программ, с которым знакомится каждый школьник и которым пользуется практически каждый человек, взаимодействующий с компьютерами, при использовании программирования можно значительно расширить возможности программы и области ее применения.
Программирование представляет собой вид интеллектуальной деятельности по разработке программного обеспечения. Полученные результаты в ходе изучения языка программирования, могут способствовать решению важнейших задач, поставленных в рамках реализации Государственной программы «Цифровой Казахстан». Цель государственной программы "Цифровой Казахстан" являются ускорение темпов развития экономики Республики Казахстан и улучшение качества жизни населения за счет использования цифровых технологий в среднесрочной перспективе, а также создание условий для перехода экономики Казахстана на принципиально новую траекторию развития, обеспечивающую создание цифровой экономики будущего в долгосрочной перспективе. Поэтому целью обучения программирования в школе является освоение практического программирования на примере несложных практических задач, формирование представления о современной технологии программирования и цифровой грамотности учащихся, познавательного интереса и повышения актуальности полученных знаний.
В современном цифровом мире дети практически с рождения начинают пользоваться гаджетами, но воспринимают их в основном как некую игрушку, которую просто время от времени нужно подзаряжать, не пытаясь понять, как они работают.
Программирование и вычислительное мышление помогают детям учиться сетевым взаимоотношениям: общаться в чатах, видеоконференциях, соцсетях. Решая сложные задачи, дети используют четыре основных компонента вычислительного мышления: декомпозицию, выделение паттернов, автоматизацию и абстрагирование.
Обучать программированию в школе нужно не для того, чтобы они в будущем стали программистами. Задача программирования — подготовить детей к креативному мышлению, которое поможет им справляться с нестандартными задачами, которые не имеют однозначного решения. Это является одним из направлений функциональной грамотности, а развитие функциональной грамотности – важнейшая задача современного образования. Функционально грамотный человек - личность способная использовать полученные в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Современным людям было бы чрезвычайно трудно жить в обществе, не зная простой информации о цифровых разработках, однако без способностей, умений и познаний невозможно безопасно и эффективно использовать цифровые технологии и Интернет.
Программирование можно назвать новым английским, то есть международным языком будущего. Чтобы быть со всем миром на одной волне, учиться программированию нужно с детства.