Повышение эффективности обучения студентов во многом зависит от использования на уроках компьютерных технологий. Используя, информационные технологии при изучении базовых модулей и профессионального циклов активизируется процесс обучения, формируются навыки работы с компьютером, появляется возможность увеличения объема нового материала на уроке.
Перед преподавателями стоит задача сделать свои учебные занятия интересными для студентов, привить интерес к знаниям, помочь студентам раскрыть свои возможности, активизировать их познавательную деятельность. На занятиях реализуется основное направление процесса воспитания и обучения в колледже: формирование нравственной, социально - активной личности, будущего высококлассного профессионала.
Внедрение информационных технологий проходит в рамках увеличения методического материала каждым преподавателем по своей дисциплине или профессиональному модулю. Использование ИКТ на своих занятиях педагог должен рассматривать не как цель, а как способ самоорганизации труда и самообразования преподавателя и обучающихся; как возможность личностно-ориентированного подхода для преподавателя; как способ расширения индивидуальной активности обучающегося.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.
В последние десятилетия искусственный интеллект (ИИ) прочно входит в сферу образования, преобразуя способы обучения и создавая новые возможности для студентов и преподавателей. Такие технологий как Chat gpt, Decktopus, технологии искусственного интеллекта влияют на образовательные процессы, предоставляя новые горизонты и открывая перспективы для развития образования.
Использование ИКТ в образовательном процессе имеет ряд преимуществ:
- Более подробная демонстрация учебной информации;
- Повышение мотивации у студентов к обучению;
- Применение графики и звука позволяют воссоздать реальную обстановку рабочей деятельности;
- Качественное измерение контроля деятельности студентов, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.
Следовательно, внедрение ИКТ в образовательный процесс позволяет варьировать:
- Способами предъявления материала, вызывающими у студентов активность различной модальности (зрительную, слуховую, моторную).
- Формами предъявления материала (в виде текста, формул, рисунков, графиков, схем).
- Характером познавательных задач (одни задачи требовали практических действий студентов, другие различного уровня умственных операций).
- Логическими схемами предъявляемого материала.
- Связями между ключевыми понятиями.
Во время урока компьютер используется для активизации познавательной деятельности студентов. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень: современному студенту намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.
Использование в работе средств ИИ и сенсорных технологий дает:
- студенту: повышение мотивации обучения; повышение познавательного интереса; становление активной субъектной позиции в учебной деятельности; формирование информационных, коммуникационных компетентностей; развитие умения ставить перед собой цель, планировать свою деятельность, контролировать результат, работать по плану, оценивать свою учебную деятельность, определять проблемы собственной учебной деятельности; формирование познавательной самостоятельности обучающихся.
- преподавателю: нестандартное отношение к организации образовательного процесса; возможность создания условий для индивидуального самостоятельного обучения обучающихся, развития информационно-коммуникативной компетентности обучающихся, познавательной деятельности, самостоятельной работы по сбору, обработке и анализу получаемых результатов;
Стремительное развитие информационного общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ и в нашем учебном заведении.
В своей работе я пользуюсь информационными технологиями на разных этапах деятельности.
- При изложении нового материала. Мною разрабатываются презентации, которые используются при изложении учебного материала, позволяют демонстрировать опыты, таблицы и графики, формулы и блок-схемы, сопровождать занятие не только наглядными иллюстрациями, но и невоспроизводимыми в действительности демонстрационными экспериментами. Это делает занятия более насыщенными и интересными.
- Проведение виртуальных лабораторных работ. Лабораторные работы по созданию штрихового кодирования для разнообразных товаров с помощью образовательных ресурсов.
- Система контроля и проверки (тестирование с оцениванием). Проверка и оценка достижений обучающихся является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности преподавателя. Система контроля и оценки позволяет развивать у студентов умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
Обучение с помощью сенсорных досок – абсолютно новый метод преподавания, хотя основы успешного проведения урока одни и те же. Главное, чтобы преподаватель вел занятие по четкому плану, намеченной структуре, достигал определенных целей. А интерактивность - это дополнительный инструмент, при умелом пользовании которым можно добиться глобальных результатов.
Таким образом, использование ИКТ на учебных занятиях профессиональных дисциплин опирается на множество разработанных методов, которые начинают работать одновременно - это и исследования, и проблемное обучение, и работа над проектами, и имитация каких-то действий. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели занятия. Использование ИКТ позволяет преподавателям и обучающимся нашего колледжа идти в ногу со временем. И особенно это важно для обучающихся, ведь знание компьютера, использование различных программ, умение оформлять и представлять результат своей работы пригодится им в будущей профессиональной деятельности, поможет стать грамотными специалистами.