Сегодня перед казахстанской школой, как и перед образованием во всем мире, стоит задача определения новых подходов к образованию, чтобы войти в “золотой век” исследований и открытий; переосмыслить методологию мышления, обучения, работы, творчества и жизни в целом. В соответствии с новой парадигмой 12 – летнего образования перед школой стоит задача воспитания творческой, неординарной, компетентной личности, способной разрешать любые возникающие проблемы, умеющей переносить знания и применять их в изменяющихся условиях.
Как-то Альберт Эйнштейн сказал: «Самая серьезная ошибка – полагать, что радость узнавания и познания может стимулироваться принуждением и чувством долга». Хочу согласиться с выдающимся ученым, поскольку в центре учебного процесса в первую очередь должна находиться личность ученика, не стоит забывать, что новые знания становятся личными знаниями только при прямом творческом участии ребенка, а не под силовым воздействием.
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.
В связи с этим одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.
Сегодня, чтобы быть успешным, ребёнок, кроме определённой суммы знаний, умений, навыков, должен овладеть умением самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, самостоятельно ставить перед собой новые учебные задачи и решать их.
А учитель, должен соответствующим образом организовать учебную деятельность, создать условия для превращения ребёнка в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.
Принципами современного обучения в начальной школе должны быть активность, сознательность и творчество. Каждое действие ученика должно быть полностью осознанным. Именно на этом должен быть основан интеллектуальный процесс познания.
Ребенка необходимо постоянно возвращать к анализу своих действий, к осознанию пройденного пути. Он должен отметить все, что было им усвоено, обдумано, понято. Важно не просто зафиксировать в сознании обучающегося результаты урока, но и помочь ему выстроить смысловую цепочку проведенной познавательной деятельности. Подтолкнуть его к выделению методов и способов исследования материала, которые были применены на уроке, и сравнить их со своими.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
Поэтому я выбрала тему самообразования «Формирование и развитие рефлексивных умений у младших школьников как способ формирования личностного самосовершенствования»
За основу я взяла изучение рефлексивных способностей младших школьников.
Цель моей работы по самообразованию: определение особенности влияния рефлексивной деятельности на осознание своего «Я».
Объектом исследования работы является: содержание рефлексивной деятельности на уроке и во внеурочное время.
Предмет исследования - способы познания себя средствами рефлексивной деятельности.
Мною была выдвинута гипотеза: правильная организация рефлексивной деятельности влияет на осознание своих возможностей, на становление младшего школьника как субъекта деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
• Изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам формирования рефлексивных способностей у младших школьников.
• Рассмотреть формы и методики организации рефлексивной деятельности.
• Проследить формирование и развитие рефлексивных способностей у младших школьников.
Выбраны методы исследования:
• теоретический анализ психолого-педагогической литературы,
• наблюдение,
• сравнение,
• изучение опыта работ учителей.
Практическая значимость работы для учителя заключается в том, что определены оптимальные условия развития рефлексивной деятельности, способствующей повышению качества образования возможность её использования в работе учителя начальных классов. А для учащихся в том, что постепенно ключевые образовательные компетенции превращаются в средства развития личных качеств позволяет ученику осознать своё «Я» - свою самобытность, индивидуальность.
Для каждого этапа урока используется соответствующая рефлексия, позволяющая эффективно решать конкретные задачи этапа:
По содержанию:
• устная рефлексия
• письменная рефлексия
По функции:
• личностная рефлексия • (физическая, духовная, сенсорная)
• интеллектуальная рефлексия
По цели:
• Рефлексия
• эмоционального состояния
• Рефлексия деятельности
• Рефлексия содержания.
По способам проведения:
• Анкета
• Вопрос
• Символ
• Таблица
• Ситуация
• Рисунок.
По типу урока:
• После усвоения зун
• Промежуточная рефлексия
• Контрольная рефлексия
• Итоговая рефлексия.
По форме деятельности:
• Фронтальная (выборочная)
• Индивидуальная
• Групповая
• Коллективная
Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности - не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии,развитию очень важных качеств современной личности:
• самостоятельности
• предприимчивости
• конкурентоспособности.
Известно, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей.
У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.
В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим.
Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.
Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.