В 2020 году в Казахстане дан старт проекту «Читающая школа - читающая нация». Проект «Читающая школа» направлен на привитие высокой культуры чтения. Развитие читательской грамотности должны стать одним из приоритетных направлений образовательного процесса в казахстанских школах. «Читательская грамотность» – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, чтобы достигать учебных и жизненных целей, увеличивать объем и глубину предметных и метапредметных знаний. Интерес к чтению, познанию окружающего мира через книги должен формироваться у детей со школьной скамьи, а библиотека должна быть местом средоточия этого интереса, проводником в этот увлекательный мир книг». Великий психолог и лингвист А.А.Леонтьев писал, что функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это означает, что функциональная грамотность не может быть «привязана» к какому-то одному предмету.
В век современных технологий и социальной сети стала мировой проблемой зависимость от гаджетов, что не обходит стороной в свою очередь детей младшего возраста. Эта проблема остается актуальной с 70-х годов, как в 1971 году дети начали смотреть телевизор с четырёх лет. Сегодня это возрастное число значительно сократилось до пяти месяцев - и это вызывает серьезную обеспокоенность ученых всего мира. Исследования, проведенные в Таиланде 2008 году, показали, что у зависящих за экраном детей уже к достижению двенадцатимесячного возраста в шесть раз больше шансов задержки и нарушения в речевом развитии [ 1 ].
Все, что человек узнает в течение жизни, способствует расширению его функциональной грамотности. Все, что помогает решать жизненные задачи, все, что можно применить как рабочий инструмент, делает его сильнее.
Среди этих разновидностей читательская грамотность занимает самое особое место. Речь идет о способности человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Наш мир есть текст, вся получаемая информация - так или иначе организованный текст. В современной науке имеется целый ряд работ, посвященных развитию речи на основе различных методов и приёмов. Это работы Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, Л.В. Занкова, Т.А. Ладыженской, А.А. Леонтьева, М.Р. Львовой, Р.С. Немова, Е.И. Никитиной, К.Д. Ушинского и др. Анализ проявления и формирования речи проводился Л.В. Занковым, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным и др.
Цель статьи: изучение развития речи у младших школьников на уроках математики и русского языка. Выявление уровней развития мышления и речи в ходе повседневного процесса обучения и в ходе получения новых знаний на уроках математики и русского языка средствами содержания учебных предметов и с учетом сформированности учебной деятельности.
Речь является ключевым инструментом общения и мышления, и ее развитие в раннем возрасте играет решающую роль в формировании базовых навыков учеников. Именно читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности [3] .