В каждом ребенке от природы заложены огромные возможности. Помочь реализовать их, преодолеть психологический барьер боязни нового, увлечь, развить способности легче всего в интересном занятии, в деле. Ребенок, увлеченный творчеством, способен превратить любой труд в искусство, в красоту для себя и окружающих. Один из путей развития творческих способностей ребенка – это практическая работа, где максимально раскрываются художественные способности каждого.
Детское творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Дети рисуют много и с большим желанием. В продуктивной деятельности у детей формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развиваются их способности.
Творческий процесс - это настоящее чудо, где дети раскрывают свои уникальные способности,и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие. Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь".
Изучая авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе, возникла необходимость применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с детьми для развития воображения, мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Новизна программы «Разноцветный мир» Основной задачей программы кружковой работы - развитие не только изобразительных навыков, но и речевого и интеллектуального развития детей. Главным содержанием видов деятельности в рамках данной методики выступает процесс «открытия мира» с использованием установки говорения. Овладение техникой понимается при этом не только как основа возникновения образа, но и как средство обобщения ребенком своего представления о том или ином эстетическом объекте и способах передачи впечатления о нем в конкретном продукте.
Актуальность данной программы в том, что она дает возможность для самостоятельного вхождения ребенка в искусство, освоения как можно большего числа разнообразных техник, обогащения и развития внутреннего мира ребенка. Данные занятия позволяют развивать у детей в процессе рисования не только художественные способности, но и коммуникативные навыки. Программа ориентирована на реализацию творческого потенциала детей 6-10 лет.
Практическая значимость программы заключается в том, что используемый материал поможет ребенку не только осуществить творческие замыслы, но и расширит кругозор, научит творчески мыслить, анализировать и обобщать.
Ценность программы данной кружковой работы в ее практическом применении, где педагог и ребенок выступают равноправными участниками совместного труда.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие творческой активной личности каждого ребенка и его самореализации.
Цель программы:
- развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира через применение различных нетрадиционных техник рисования.
Настоящая программа способствует решению следующих задач:
Обучающая: учить детей использовать в работе разнообразные техники и материалы, всевозможные способы создания изображения.
Развивающая: развивать творческую активность, мелкую моторику рук, потребность в самоутверждении.
Воспитательная: воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству; формировать экспансивное восприятие окружающего мира.
Основные принципы, лежащие в основе программы:
- принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
- принцип научности (детям сообщаются расширенные знания о форме, цвете, композиции и др.);
- принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
- принцип поэтапности (приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
- принцип динамичности (от самого простого к сложному);
- принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
- принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
- принцип сотрудничества (совместная работа);
Организация процесса работы
Продолжительность реализации программы: 1 год
Наполняемость группы: не менее 15 человек
Режим занятий:– 2 раза в неделю по 2 часа в неделю, за год 144 часа;
Организация образовательной среды:
- мотивация,
- участие в выставках, конкурсах,
- организация мини-выставок.
Используемые методы
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу творчества;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Данные методы, нетрадиционные методики привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе изобразительной деятельности. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому дается возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Узнают много об окружающем мире.
Научатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы и нетрадиционные техники.
Научатся рисовать различными материалами, использовать в работе разные дополнительные материалы (фольга, манка, крупа, шерсть). Разовьют навыки по составлению сюжетов.