Публикации

RCDO.KZ » Публикации » Финансовая тревожность молодежи: теоретический анализ

Финансовая тревожность молодежи: теоретический анализ

ya_socials
Опубликовано:
Автор: Василиса Потапова027

В современной научной литературе активно обсуждаются проблемы психологии экономического поведения молодежи, в частности их финансовая тревожность. Последнее десятилетие характеризуется значительными экономическими изменениями, что существенно влияет на психологическое состояние молодых людей в отношении их финансового будущего. 

Современные авторы рассматривают характеристики финансовой тревожности. Ее определяют как состояние беспокойства и стресса, связанное с переживаниями по поводу финансового положения, управления личными или семейными деньгами. Люди, испытывающие состояние финансовой тревожности, часто ощущают беспокойство по поводу будущих финансовых затруднений, долгов, неопределенности в доходах или неспособности обеспечить себе и своим близким комфортное существование. Это состояние может проявляться в виде постоянных переживаний, избегания финансовых вопросов или даже ухудшения качества жизни из-за страха от нехватки средств. Финансовая тревожность может быть вызвана различными факторами, включая экономическую нестабильность, низкие доходы, неожиданные расходы или прошлые финансовые неудачи [1]. Д.О. Стребков определяет финансовую тревожность как «устойчивое психоэмоциональное состояние, характеризующееся постоянным беспокойством о финансовом благополучии и сопровождающееся искаженным восприятием собственной финансовой ситуации» [2, с. 45].

По данным НАФИ, в 2023 г. уровень финансовой тревожности среди молодых россиян в возрасте 18-35 лет достиг 72%, что на 15% выше показателей 2019 г. Большинство жителей России ответило, что в той или иной степени испытывают тревогу из-за сложившейся социально-экономической ситуации. При этом острота психологической реакции зависит от возраста, пола, уровня образования и материального положения. В меньшей степени стрессу подвержены молодые россияне 18-24 лет (48% не испытывают или почти не испытывают стресса, при этом среди всего населения таковых 30%), мужчины (41% не чувствует повышения уровня тревожности, среди женщин таковых 22%), россияне с достаточным материальным положением (43% не испытывают стресса, среди всего населения таковых 30%) и опрошенные без высшего образования (33%, а среди россиян с высшим образованием испытывают тревогу 23%) [3].

Сравнительный анализ данных российских и зарубежных исследований показывает значительные различия в проявлении финансовой тревожности у молодежи разных стран. Согласно исследованию PISA 2022 г.: в России 64% молодых людей испытывают сильное беспокойство о финансовом будущем; в странах ОЭСР этот показатель составляет 51%; в Китае – 47%; в США – 58% [4, с. 76]. 

Исследование J. Lee, A. Rabbani и W. Heo (2012) выявило следующие основные причины финансовой тревожности у молодежи экономически развитых стран: высокая стоимость образования (в США – 82% испытывают тревогу, Великобритании – 65%, Канаде – 71%); нестабильность рынка труда (в США – 58%, Великобритании – 52%, Канаде – 49%); растущие цены на недвижимость (в США – 75%, Великобритании – 79%, Канаде – 81%) [5, с. 92]. 

А.В. Ярашева и Н.В. Аликперова изучили гендерные различия в финансовой тревожности у молодежи. Поскольку при осуществлении финансовых стратегий наряду с рациональными мотивами большую роль играют психологические факторы, связанные с особенностями менталитета, темперамента, склонностью к риску, женщины и мужчины могут вести себя по-разному. В результате женщины значительно реже рискуют и чаще совершают прибыльные сделки. Мужчины больше склонны к риску, для них важен не только результат инвестирования, но и азарт, а работа на финансовых рынках имеет схожесть с соревнованием [6]. 

Кроме того, Д.Ю. Рогачев определил отношение молодых людей к сберегательному, потребительскому и инвестиционному поведению. Он выявил несоответствие потребительских предпочтений финансовым возможностям студенческой молодежи. Проведенное исследование позволило сделать вывод о влиянии семьи и родителей, их установок и воззрений на принятие финансовых решений студенческой молодежью, которые не всегда оказываются рациональными [7].

Проведенный мониторинг ВШЭ показал связь уровня финансовой тревожности с типом занятости: самозанятые демонстрируют наивысший уровень тревожности; работающие по найму – средний уровень; студенты, совмещающие работу с учебой, – повышенный уровень [8, с. 45]. 
В статье Т.В. Дробышевой рассматривается концепция экономико-психологической зрелости личности и влияние условий вторичной экономической социализации на ее формирование. Автор анализирует, как экономическая среда и образовательные программы способствуют развитию зрелых экономических установок у индивидов. В исследовании подчеркивается важность адаптивных стратегий поведения и формирования финансовой грамотности для достижения экономической зрелости. Т.В. Дробышева приводит данные эмпирических исследований, демонстрируя, что зрелость в экономических вопросах тесно связана с личностными характеристиками (самоконтролем, ответственностью, целеустремленностью, уверенностью в себе, эмоциональной стабильностью) и опытом экономического взаимодействия [9]. 

Проведенное исследование А.В. Никольской и А.А. Костригина было направлено на изучение восприятия неравенства с помощью экономико-психологического эксперимента, который моделирует реальные экономические выборы. Использовались также фокус-группы и опросы для анализа взглядов на неравенство и благотворительность. Результаты показали молодежь одинаково выбирает для жизни экономически равное и неравное общество (т.е. с высоким и низким риском в доходности), однако она не готова жертвовать часть своей зарплаты на благотворительность [10]. 

Статья О.В. Медяник была посвящена измерению финансовой тревожности, ее влиянию на страховое поведение российских граждан. Исследование включало в себя три этапа наблюдений: до возникновения пандемии (n=766), в период карантинных мер, объявленных в России в марте 2020 г. (n=856), и после ослабления карантинных мер в конце апреля 2020 г. (n=963). Результаты социологического исследования показали, что для российских граждан оказалось важным иметь страховую защиту на «черный день». Они продемонстрировали доверие страховому рынку в период биогенного кризиса. Но в периоды во время и после отмены карантинных мер по COVID-19 россияне не чувствовали финансовой уверенности в завтрашнем дне, в отличие от периода до COVID-19. У женщин наблюдался более высокий уровень физиологических проявлений финансовой тревожности и низкий уровень финансовой уверенности в завтрашнем дне, независимо от периода наблюдений [11].

Таким образом, теоретический анализ российских и зарубежных исследований показал, что финансовая тревожность молодежи является глобальным феноменом, имеющим культурную специфику. Российская молодежь демонстрирует более высокий уровень финансовой тревожности по сравнению с зарубежными сверстниками, что связано с особенностями социально-экономической ситуации. Можно сделать вывод о том, что финансовая тревожность у молодежи является многоаспектной проблемой, требующей комплексного подхода к решению. Ключевыми направлениями работы могут стать: развитие программ финансовой грамотности; психологическая поддержка молодежи в вопросах финансового планирования; создание социальных программ поддержки молодых специалистов; развитие культуры осознанного потребления. 

Полная версия материала

Наши олимпиады

Русский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Казахский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ИнформатикаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ФизикаДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Математика (алгебра)Для 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ХимияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
БиологияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ГеографияДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Английский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
История КазахстанаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Для дошкольниковДля дошкольников от 4 до 6 лет Открыть

Оставить комментарий

Заполните заявку на участие
Язык участия
Обязательное поле (на номере должен быть WhatsApp)
Введен неправильный код
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще ученика?
Вы можете внести от 1 до 5 учеников
Поле обязательно для заполнения
Возраст / Класс / Курс *
Поле обязательно для заполнения
4 года
5 лет
6 лет
7 лет
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
1 курс
2 курс
Предмет1 *
Поле обязательно для заполнения
I love English (4-5 лет)
600 тенге
Братья наши меньшие (4-5 лет)
600 тенге
Будем с буквами дружить (5-6 лет)
600 тенге
В мире животных (4 года)
600 тенге
Весёлые загадки (4 года)
600 тенге
Веселые задачки (5 лет)
600 тенге
Весёлые цифры (4-5 лет)
600 тенге
Весёлый счёт (5 лет)
600 тенге
Времена года (4 года)
600 тенге
Время и возраст (6-7 лет)
600 тенге
Вчера, сегодня, завтра (5 лет)
600 тенге
Дни недели и времена года (5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (4-5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (6-7 лет)
600 тенге
Занимательная математика (6 лет)
600 тенге
Запутанные буквы (5 лет)
600 тенге
Ищем буквы (5-6 лет)
600 тенге
Логические задачки (4 года)
600 тенге
Математика для дошкольников (6 лет)
600 тенге
Математика для малышей (6 лет)
600 тенге
Начинаем читать (6 лет)
600 тенге
Окружающий мир (4-5 лет)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (5-6 лет)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (1-2 класс)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (3-4 класс)
600 тенге
Правила дорожного движения для малышей (4-5 лет)
600 тенге
Пространство и время (4 года)
600 тенге
Пространство и время (6-7 лет)
600 тенге
Развитие речи (4 года)
600 тенге
Развитие речи (5 лет)
600 тенге
Развитие речи (6 лет)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (4-5 лет)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (1-2 класс)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (3-4 класс)
600 тенге
Самый внимательный (5-6 лет)
600 тенге
Строение тела человека (5-6 лет)
600 тенге
Тесты на внимательность (4-5 лет)
600 тенге
Тесты на внимательность (6-7 лет)
600 тенге
Тесты на логику (4 года)
600 тенге
Тесты на логику (5 лет)
600 тенге
Хочу все знать (4 года)
600 тенге
Хочу все знать (5-6 лет)
600 тенге
Цвета на английском (4-5 лет)
600 тенге
Цифры для малышей (4 года)
600 тенге
Часы (6 лет)
600 тенге
Этикет для малышей (4 года)
600 тенге
Логические задачки для первоклассников
600 тенге
Логические задачки для второклассников
600 тенге
Логические задачки для третьеклассников
600 тенге
Логические задачки для четвероклассников
600 тенге
Казахский язык
600 тенге
Русский язык
600 тенге
Английский язык
600 тенге
История Казахстана
600 тенге
Математика
600 тенге
Алгебра
600 тенге
Физика
600 тенге
Химия
600 тенге
Биология
600 тенге
География
600 тенге
Информатика
600 тенге
Познание мира
600 тенге
Цифровая грамотность
600 тенге
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще предмет?
Вы можете выбрать от 1 до 5 предметов
К оплате:
0 тенге.
Внимание! Эти данные будут написаны в грамоте!
Проверьте, верно ли вы написали ФИО участников, название учебного заведения и остальные данные. Данные после участия не меняются
Заявка на участие создана. Сейчас откроется страница оплаты