Публикации

RCDO.KZ » Публикации » Выбор программы пианиста в реальных условиях дифференцированного подхода в музыкальном образовании

Выбор программы пианиста в реальных условиях дифференцированного подхода в музыкальном образовании

ya_socials
Опубликовано:
Автор: Ninel2014052

Великий пианист и педагог Г.Г. Нейгауз написал когда-то слова, которые как нельзя лучше подходят к нашей теме: «Талант создавать нельзя, но можно и нужно создавать среду для их проявления и роста».

Труд педагога - процесс непростой. Познакомиться с ребенком, разглядеть его индивидуальные особенности, оценить музыкальные задатки и дать возможность проявить их- наша главная цель. А в наше время, когда престижность профессии все значительно усложняется.

Наша задача состоит в том, чтобы суметь заинтересовать ребенка процессом овладения инструментом. Добиться этого у начинающих сложнее, чем в других видах искусства, в других видах деятельности: в рисовании, танцах, балете, шахматах, пении, в спорте, где ребятам легче проявить себя и где они гораздо раньше видят результаты своей работы.

Сейчас реалии таковы, что в музыкальных школах возник настоящий бум на эстрадный вокал: популярная музыка, пение под минусовки, запись на студии, восторг родителей- все происходит ярко и быстро. Чего, к сожалению, нельзя сказать о занятиях на фортепиано: долго, скрупулезно и упорно нужно работать, чтобы получить результат.

Но мы не сдаемся, идем вперед, работаем, пытаемся сделать все, чтобы заинтересовать ребенка и добиться от него вдумчивого отношения к тексту, понимания музыки.

Другими словами, от нас зависит создание той музыкальной базы, которой будет строится музыкальное воспитание.

Мы сейчас подошли к больной для нас теме музыкальных данных, которая 20 лет назад не была такой актуальной.

Как вы понимаете, общий музыкальный уровень поступающих в музыкальную школу детей, был довольно высок. В настоящее время, поскольку мы относимся к дополнительному образованию в школе оказываются дети с разными музыкальными способностями.

Подобрать для всех детей программу, которая подходила бы каждому юному исполнителю в соответствии с программными требованиями и индивидуальными особенностями — это и есть дифференцированный подход.

Выбирая программу, мы, по сути, выбираем судьбу ребенка в музыкальной школе, жизнь, которую он должен будет прожить в стенах школы, иногда и за ее пределами.

Совершенно естественно возникает тема-«индивидуальный план». Это инструмент, которым мы должны хорошо владеть. Это очень важный момент, так как по плану можно проследить развитие учащихся за все годы обучения. Особенно он необходим, если ребенок переводной.

Составление индивидуального плана является ответственнейшей и серьезнейшей стороной деятельности педагога. Мы должны не только наметить направление работы, но и уметь разобраться в трудностях самих произведений для того или иного уровня продвинутых учащихся.

Индивидуальные планы должны опираться на психолого- педагогическую характеристику обучающегося, позволять видеть перспективу развития каждого ребенка и служить ориентиром в совместной деятельности педагога и ученика.

Поскольку предмет фортепиано предполагает проведение индивидуальных занятий, это дает необходимые условия для наблюдения за учащимися с целью всестороннего изучения и развития его способностей, личностных качеств, позволяет дифференцировать объем и сложность задач.

Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы и темы учебной деятельности ребенка к его способностям, следить за его действиями, вносить необходимые коррективы в его работу.

Итак, мы подошли к основному моменту нашей темы: выбору программы.

Я выбираю программу на полугодие сразу после экзаменов. Т.е. по свежим следам, когда все полугодие (или весь прошедший год) перед глазами.

Когда передо мной ясная картина успеваемости каждого ученика, легче подобрать произведения, учитывая все, что ребенок сделал (или не сделал) и как.

При выборе репертуара важно сочетание определенных личностных факторов. Условно разделим их на три категории:

  1. Музыкальные способности (слух, ритм, память)
  2. Физические возможности (физиологические особенности строения кистей рук).
  3. Психологические особенности (характер, темперамент, внимание, логическое мышление, реакция, эмоциональная отзывчивость, коммуникабельность или замкнутость).

И здесь вступает в силу принцип педагогической целесообразности.

  1. Доступность изложения
  2. Художественная ценность произведения
  3. Разнообразие стилей и жанров
  4. Наряду с более сложными произведениями, требующими напряжения всех сил учащегося, включать в план более легкие для него произведения, которые могут быть быстро разучены и с удовольствием сыграны.

И вот теперь, вооруженные всеми этими знаниями, мы приступаем к выбору репертуара, который должен отвечать следующим требованиям. К выбору репертуара, который должен отвечать следующим требованиям:

  1. Носить образовательный характер
  2. Соответствовать возрастным особенностям учащегося
  3. Соответствовать исполнительскому уровню конкретного ученика.
  4. Быть высокохудожественным (совершенным по форме и глубоким по содержанию)
  5. Быть разнообразным по характеру
  6. Должен пробуждать интерес к занятиям
  7. Каждое новое произведение должно помогать учащемуся в приобретении тех или иных навыков.

Особые сложности возникают при подборе репертуара для учащихся со «скромными» исполнительскими возможностями, основанными на ограниченных музыкальных данных. Здесь важны наши знания детской возрастной психологии, опыт, долгие размышления, человеческое общение и, наконец, просто интуиция. При выборе репертуара необходимо учитывать не только пианистические и музыкальные задачи, но и черты характера ребенка: интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности.

Если вялому и медлительному ребенку предложить эмоциональную и подвижную пьесу, успеха мы вряд ли добьемся. Но пробовать и работать в классе над такими произведениями стоит. На публику лучше выносить более спокойные произведения. И наоборот, подвижному надо давать на вынос яркие и подвижные пьесы, а более сдержанные и философские- для ознакомления в классе.

В итоге, учитывая все факторы, наряду с традиционными программными требованиями составление репертуара, педагогически целесообразно включать в репертуар и произведения, способствующие сохранению мотивации, даже если они выходят за рамки программных требований.

Таким образом, наряду с классическими программными требованиями, мы сейчас имеем огромные возможности включать в репертуар современные, популярные произведения. Огромное количество новых сборников, интернет, многочисленные сайты позволяют использовать ранее редко исполняемые произведения. Так в нашу жизнь вошли произведения У.Гиллока, М.Шмитца, О.Хромушина, И.Парфенова и многих других.

Хочу представить вам вариант выбора программы для 2х девочек, которые учатся в моем классе уже 5 лет. (Я не говорю сейчас о детях, которые занимаются по профессиональной программе, т.е. о детях, которые в перспективе имеют возможность продолжения музыкального образования в колледже). Речь пойдет об ученицах, занимающихся по развивающей программе.

Первая из них- учащаяся с весьма «скромными» данными, тонкой психологической организацией. Физиологически она очень крепкая. Несмотря на проблемы с ритмом, музыкальной памятью, заторможенностью, без эмоциональностью, девочка трудолюбивая, старательная, что позволяет ей преодолевать встречающиеся трудности и выглядеть достойно.

В 2023-24 учебном году она отлично сдала технический зачет: красивый глубокий звук, хорошая артикуляция, точная аппликатура).

Начало обучения почти у всех детей одинаковое: все произведения выбираются из сборников «Школа игры на фортепиано» А.Николаева, «В музыку с радостью» О.Геталовой, включая отдельные пьесы Г.Барановой «Первые шаги маленького пианиста» и др. сборников.

Небольшие по объему, без пунктира и синкоп, короткие повторяющиеся строения и мотивы. Девочка старается соответствовать требованиям, усердно работает. И я стала давать ей более протяженные и сложные произведения. Во 2 классе она сыграла И.С.Баха Менуэт ре минор, М.Клементи Сонатину соч.36 №1 ч.1.

Наряду с более сложными для ребенка произведениями, всегда даю более легкие. Она получила маленькую казахскую пьесу Б.Дальденбаева «Еркем-ай».

Игнатьева «Чертово колесо»-этюд с перебросом левой руки через правую. Здесь мы использовали педаль. Так же были пройдены «Клоуны» Д.Кабалевского, Сонатина Хаслингера. Все произведения даны по программе 2 класса.

3 класс- в 1 полугодии на экзамен не выносится крупная форма — это всегда дает возможность эксперимента: Клементи Сонатина соч.36 №2 (соль мажор). Р.Шуман «Смелый наездник»- тоже эксперимент. Для детей вообще 3х дольный размер- неестественный, а для детей со средними данными- серьезная проблема.

Островский «школьная полька» 1я партия- сыграли на школьном концерте «Для вас, первоклассники» — это стало огромным стимулом в дальнейшем обучении.

2е полугодие- Бах Маленькая прелюдия до мажор №2- так же дала экспериментально, т.к. полифонию не выносим на экзамен. Морденты – техническая сложность.

Сначала я дала ей Берковича Вариации на тему «Перепелочка», но потом поменяла на Вариации Голубовской – мне они показались интереснее, ярче.

Майкапар «В кузнице» - прекрасная пьеса, изобразительная, яркая, с контрастной серединой. Есть возможность и «побегать» (в ср.ч.) и «попрыгать», и попотеть в крайних частях. Использовали педаль.

Девочка «на отлично» закончила 3 класс, что дало мне возможность в 4 классе взять Баха «Маленькую прелюдию» №8 фа мажор.

Она хорошо сыграла ансамбль Металлиди «Танец пингвинов» 1я партия – яркий ансамбль с паузами и синкопами. Современный музыкальный язык, сложный ритм.

Диабелли Сонатина фа мажор – прошли в классе. Очень долго работали над соотношением. Для детей со скромными данными – это всегда проблема, особенно в кантилене.

Бах стал для девочки камнем преткновения. Сложный для координации, с непрерывным движением, с постоянными фигурациями. На экзамене она получила 4-. Дя меня это был сигнал, что несмотря на ее рост, рановато ей было давать Баха. И во 2м полугодии она получила Циполли Фугетту, интересный ансамбль Рейнеке «Деревенский танец». И закончила 4 класс Сонатиной до мажор Хаслингера и пьесой Косенко «За мотыльком». Закончила 4 класс на «отлично».

Сейчас эта девочка в 5 классе, и я опять пытаюсь пройти с ней Баха 3хголосную Маленькую прелюдию ми минор №7. Мы начинаем ее учить по голосам и… ничего не получается. Запомнить наизусть даже по голосам 1,5 строчки оказалось делом очень сложным. Пришлось оперативно поменять полифонию на Менуэт Тимера с ясной формой, простым голосоведением, с контрастной частью «Трио», где меняется тональность - т.е. все-таки «развивающий момент присутствует.

На экзамен во 2й четверти она так же получила этюд Бургмюллера «Балладу». Этюды этого композитора программные, настолько яркие, что к ним можно подобрать любую сказку.

1е полугодие, как я уже говорила, можно экспериментировать с крупной формой. Девочка получила Гайдна Сонату – партиту до мажор – крупная форма на «альбертивые» басы. Несложный текст, компактная, очень полезная для развития координации.

Она выучила сонату и в достаточно подвижном темпе справилась с техническими трудностями.

Следующая девочка, о которой хотелось бы поговорить, так же ученица 5 класса, - абсолютная противоположность. Тип холерик, яркий темперамент, эмоциональная, напористая, упорная. Это группа детей, из которых «фонтанируют» эмоции. Они гиперактивны и суетливы. Будучи маленькой, она вообще не могла себя контролировать, «летела» вперед. Моей целью было: «научить слушать себя».

При этом хорошая моторика, быстрая реакция, физиологически крепкие руки. Быстро учит наизусть. 

Выбирая для нее программу, я включала произведения, присущие темпераменту холерика: характерные, яркие, образные, а также мы переиграли много ансамблей, т.к. именно здесь я могла контролировать темп, не давала ей «убегать»: 0 класс -  Кабалевский «Ежик», Дональдсон «Yes sir, that is me baby» 1я партия, Бизе Хор мальчиков из оперы Кар-мен 1 партия, чешская народная песня «Мой конек» 1 партия и т.д.

1 класс – наряду с яркими, подвижными пьесами (Кореневская «Дождик», Градески «Задиристые буги», Беркович «Вариации», Хачатурян «Скакалка») я всё-таки включала в программу пьесы, не свойственные ее натуре: Крутицкий «Зима», Хренников «Колыбельная Светланы» 1 п., Бах Менуэт ре минор.

2 класс – Бах Маленькая прелюдия до мажор №2, Кабалевский «Клоуны», Вариации фа мажор, Вебер «Хор охотников».
Девочка проходит много этюдов Черни-Гермера: № 10, 18, 22, 23, 36, 38, 45.
Упорная и настойчивая, она умела добиваться цели. Закончила 2 класс: Кулау Вариации соль мажор и Косенко «Дождик».

3 класс – конкурсный год. Казалось, что она должна была хорошо подготовиться, но вдруг она перестает заниматься.

Дана была интересная программа:

  1. И.С.Бах 2хголосная инвенция фа мажор
  2. Гайдн Соната ре мажор ч.1
  3. Исакова «Караторгай»
  4. К. Черни- Гермер Этюд № 24 ч.2

Во 2м полугодии я пыталась ее «разбудить», дав интересные произведения: Моцарт Сонатина ля мажор ч.1 – контрасты, мелкие штрихи. Смирнова «Полька и танго» 1 п. – интересный ансамбль со сложным ритмическим переходом к синкопированному ритму танго. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» - работали над умением держать единый темп.

4 класс тоже был непростым. Оценки «5» мы уже не получали. Я по-прежнему пыталась через программу повлиять на ее заинтересованность: Рейнеке «Фантазия на тему Колыбельной Моцарта» 1 п., Майкапар «Токкатина», Жубанов «Карлыгаш» (попытка включить кантилену), Бургмюллер «Возвращение».

2е полугодие – я продолжаю «биться» за ученицу. Дала ей и ее подруге (девочке, которая учится в моем классе) ансамбль Ерзаковича «Мы колхозные ребята», Шамо «Скерцо».

Шмитц «Маленькая колыбельная» - пытаюсь включить красивую кантилену с элементами джаза. Она сыграла ее просто, без энтузиазма, хотя там столько интересных динамических и ритмических моментов!

5 класс. И когда я уже смирилась с тем, что девочка больше не заиграет (тем более, что она поступила в физмат школу), вдруг она начала с интересом заниматься.

Бах Прелюдия соль мажор (из приложения к Маленьким прелюдиям и фугам) – не очень сложная по тексту, но интересная и глубокая по содержанию, даже немного философская.

Поиграв ей несколько этюдов, она выбрала этюд Мошковского соч. 91 №7 соль мажор. Произведение непростое и в техническом, и в музыкальном плане. Для меня очень ценно ее желание. Надеюсь справимся. Вместе с тем, продолжаю давать ей «ее» пьесы: Диабелли Рондо из сонаты фа мажор, и она отлично справилась на концерте с «Галопом» Черни (ансамбль).

Подводя итог, хочу сказать, что мы проанализировали выбор программы двух абсолютно разных детей. Хочется надеяться, что все принципы, о которых я рассказала, находят здесь свое подтверждение. 

Полная версия материала

Наши олимпиады

Русский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Казахский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ИнформатикаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ФизикаДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Математика (алгебра)Для 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ХимияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
БиологияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ГеографияДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Английский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
История КазахстанаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Для дошкольниковДля дошкольников от 4 до 6 лет Открыть

Оставить комментарий

Заполните заявку на участие
Язык участия
Обязательное поле (на номере должен быть WhatsApp)
Введен неправильный код
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще ученика?
Вы можете внести от 1 до 5 учеников
Поле обязательно для заполнения
Возраст / Класс / Курс *
Поле обязательно для заполнения
4 года
5 лет
6 лет
7 лет
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
1 курс
2 курс
Предмет1 *
Поле обязательно для заполнения
Здравствуй, Новый год! (для детей 4 лет)
600 тенге
Здравствуй, Новый год! (для детей 5-6 лет)
600 тенге
I love English (4-5 лет)
600 тенге
Братья наши меньшие (4-5 лет)
600 тенге
Будем с буквами дружить (5-6 лет)
600 тенге
В мире животных (4 года)
600 тенге
Весёлые загадки (4 года)
600 тенге
Веселые задачки (5 лет)
600 тенге
Весёлые цифры (4-5 лет)
600 тенге
Весёлый счёт (5 лет)
600 тенге
Времена года (4 года)
600 тенге
Время и возраст (6-7 лет)
600 тенге
Вчера, сегодня, завтра (5 лет)
600 тенге
Дни недели и времена года (5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (4-5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (6-7 лет)
600 тенге
Занимательная математика (6 лет)
600 тенге
Запутанные буквы (5 лет)
600 тенге
Ищем буквы (5-6 лет)
600 тенге
Логические задачки (4 года)
600 тенге
Математика для дошкольников (6 лет)
600 тенге
Математика для малышей (6 лет)
600 тенге
Начинаем читать (6 лет)
600 тенге
Окружающий мир (4-5 лет)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (5-6 лет)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (1-2 класс)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (3-4 класс)
600 тенге
Правила дорожного движения для малышей (4-5 лет)
600 тенге
Пространство и время (4 года)
600 тенге
Пространство и время (6-7 лет)
600 тенге
Развитие речи (4 года)
600 тенге
Развитие речи (5 лет)
600 тенге
Развитие речи (6 лет)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (4-5 лет)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (1-2 класс)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (3-4 класс)
600 тенге
Независимый Казахстан (1-2 класс)
600 тенге
Независимый Казахстан (3-4 класс)
600 тенге
Самый внимательный (5-6 лет)
600 тенге
Строение тела человека (5-6 лет)
600 тенге
Тесты на внимательность (4-5 лет)
600 тенге
Тесты на внимательность (6-7 лет)
600 тенге
Тесты на логику (4 года)
600 тенге
Тесты на логику (5 лет)
600 тенге
Хочу все знать (4 года)
600 тенге
Хочу все знать (5-6 лет)
600 тенге
Цвета на английском (4-5 лет)
600 тенге
Цифры для малышей (4 года)
600 тенге
Часы (6 лет)
600 тенге
Этикет для малышей (4 года)
600 тенге
Логические задачки для первоклассников
600 тенге
Логические задачки для второклассников
600 тенге
Логические задачки для третьеклассников
600 тенге
Логические задачки для четвероклассников
600 тенге
Казахский язык
600 тенге
Русский язык
600 тенге
Английский язык
600 тенге
История Казахстана
600 тенге
Математика
600 тенге
Алгебра
600 тенге
Физика
600 тенге
Химия
600 тенге
Биология
600 тенге
География
600 тенге
Информатика
600 тенге
Познание мира
600 тенге
Цифровая грамотность
600 тенге
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще предмет?
Вы можете выбрать от 1 до 5 предметов
К оплате:
0 тенге.
Внимание! Эти данные будут написаны в грамоте!
Проверьте, верно ли вы написали ФИО участников, название учебного заведения и остальные данные. Данные после участия не меняются
Заявка на участие создана. Сейчас откроется страница оплаты