Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) можно рассматривать:
- - как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ученика: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного;
- - как структурированную программу действий ученика на фиксированном этапе обучения, как интегрированную модель образовательного пространства, создаваемого в конкретном образовательном учреждении школьными специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения различных детей [1].
Проектирование индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы: индивидуальный выбор цели; соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями; выбор пути составления цели; конкретизация цели; составление маршрутного листа [2].
Проектирование ИОМ не предполагает отделение ученика от класса, на уроке ученик идет собственным маршрутом познания. При этом он может изучать материал или его часть со всеми вместе, а затем корректировать его при решении нестандартной или проблемной задачи. Может, используя способ опережающего изучения материала и его углубления, реализовать себя в несколько иных условиях (лаборант, консультант в группе, помощник учителя), что способствует развитию личности ребенка. Используются и другие виды работы, например: самостоятельная деятельность (предлагаются задания повышенного уровня сложности, опережение в изучении материала и его углубленное изучение, решение творческих заданий и заданий исследовательского характера, программируемые и комбинированные задания); работа с учебной и справочной литературой (подбор материала из различных источников, посещение курса «Моя информационная культура»); диалог (консультант в группах сменного состава, «учитель» на разных предметах, «учитель» в разных классах или «коллега» на педсовете); дискуссия (активный участник обсуждения проблемных ситуаций); выдвижение проблем и поиск путей их решения; принятие точки зрения других людей на одну и ту же проблему или вопрос; анализ своей деятельности, ее оценка, устранение возможных ошибок, корректировка дальнейшей деятельности.
Продвижение одаренного ребенка по индивидуальному образовательному маршруту сопровождается мониторингом и корректировкой, что обеспечивает гибкость и вариативность образовательного маршрута. Эта гибкость осуществляется благодаря промежуточной диагностике и самодиагностике. Корректирующая (текущая) диагностика проводится в процессе деятельности ученика с целью выявления ошибок, корректировки образовательной программы и маршрута, оценивания правильности принятых решений.
В маршрутном листе, изучив ту или иную тему, ученик с помощью фломастера закрашивает пройденный этап. Цвет, которым он закрашивает прямоугольник с темой, определяет степень ее усвоения. Делается это учеником самостоятельно с помощью тестов самооценки (тестов достижений).
Исходя из промежуточных результатов, программа корректируется учителем совместно с учеником. Корректировка индивидуального образовательного маршрута проводится: в содержании: по сложности предъявляемых заданий (программированные задания, задания творческого характера, исследовательские задания, индивидуальные, групповые и т.д.); по глубине изложения материала (разноуровневые задания, задания для поступления в различные вузы страны, задания олимпиадного уровня или повышенного уровня сложности); по актуальности тем и заданий конкретного ребенка (задания с учетом наиболее (наименее) усвоенных тем, понравившихся тем, наиболее значимых для будущего); в технологии реализации: корректировка цели и задач продвижения по индивидуальному образовательному маршруту; выбор форм, методов, средств и приемов работы по индивидуальному образовательному маршруту; корректировка времени (на реализацию конкретного блока программы).