Работа по формированию правовой компетентности способствует не только предупреждению правонарушений, но и формирует у подростков твердые моральные принципы, понимание и принятие норм общества.
Начиная работу по формированию правовой компетентности, необходимо обратить внимание на следующие аспекты [1]:
- подростков необходимо прежде всего учить основам демократии, так как она не знакома не только со своими обязанностями, но и правами; не знает, что такое свобода, личность, правовое государство;
- правовые нормы неотрывны от представлений о добре и зле, о красивом и безобразном, о созидательном и разрушительном. И, следовательно, должна прослеживаться тесная связь правового воспитания с нравственным и эстетическим;
- о законе нужно говорить увлекательно. Сухая информация не доходит ни до ума, ни до сердца людей. Учитывая возрастные особенности подростков, необходимо использовать различные творческие формы для их правового просвещения.
Т. И. Акимова [2] пишет, что «формирование правовой компетентности — это организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, правовую культуру».
Педагогические условия формирования правовой компетентности подростков, склонных к девиантному поведению:
- Цель формирования правовой компетентности подростков заключается в формировании их правосознания и в обеспечении на этой основе сознательного и активного правомерного поведения. Формирование правосознания и обеспечение сознательного и активного правомерного поведения осуществляется путем: а) усвоения подростками определенной суммы знаний о правовых нормах; б) организованного правового просвещения во внеклассной и внешкольной работе; в) активного участия в правоохранительной деятельности в школе и по месту жительства; г) повышение правовой культуры родителей и педагогов.
- Эффективность формирования правовой компетентности подростков, склонных к девиантному поведению во многом зависит от целенаправленной и систематической работы педагогов и родителей по повышению собственной правовой компетентности [3]. Основными формами изучения норм действующего законодательства и подзаконных актов для педагогов являются университеты и лектории правовых знаний, отдельные лекции специалистов, семинары и конференции, методические объединения. Важную роль играет также самостоятельное изучение юридической литературы и активное участие в организации и проведении мероприятий по формирований правовой компетентности подростков, пропаганде правовых знаний среди населения. На основании изученных источников по правовой компетентности нами выделено три уровня правовой компетентности (Таблица 1)