Роль эстетического воспитания в развитии личности, ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты в жизни и деятельности человека. Исключительно велико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действительности на человека.
Оно прежде всего выполняет большую познавательную функцию и тем самым способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений.
Большую роль играет искусство и эстетическое воспитание в формировании нравственности. Еще Аристотель писал, что музыка способна оказывать влияние на эстетическую сторону души, и поскольку она обладает таким свойством, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи. Отмечая эту сторону воздействия искусства на личность, A.M. Горький называл эстетику этикой будущего.
Эстетическое воспитание является очень важным компонентом всего воспитания в целом, и невозможно видеть нынешний мир без прекрасного.
В следствие всего этого необходимо прививать учащимся любовь к природе, жизни. Необходимо поставить перед собой задачу найти пути совершенствования эстетического воспитания, способы его гармоничного и непривычного развития.
Цель эстетического воспитания обусловлена задачей формирования всесторонне развитого человека, оно тесно связано со всеми направлениями воспитания: нравственным, трудовым, экологическим и физическим.
В эстетическом воспитании можно выделить непосредственную цель - формирование эстетических чувств, потребностей и интересов, эстетических вкусов и идеалов, способности человека к художественному творчеству и эстетическому осознанию окружающего мира.
Искусство, в особенности литература, является могучим средством духовного воспитания молодежи.
Однако влияние искусства на воспитание человека в определенной мере зависит то его художественно-эстетического развития.
Задача школы- обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его действенным средством познания окружающей среды, развития мышления и нравственного совершенства[10, с 420].
Необходимо начинать эстетическое воспитание с эстетического общения. Тактичная передача воспитателем его миро отношений, эстетических вкусов, идеалов в процессе развивающего обучения и воспитания оказывает тонкое формирующее воздействие на становления эстетического сознания воспитанников. Учитель должен акцентировать внимание на эстетических явлениях. Личность учителя имеет очень большое значение для эстетического воспитания школьников, поэтому учитель должен помнить, что его общая культура, педагогический такт, речь, эстетика манер, одежды, прически могут стать образцом эстетического поведения учащихся.
Объект исследования - внеклассная работа в школе.
Предмет исследования - эстетическое воспитание, как одно из направлений внеклассной работы в школе.
Цель исследования – определить и проанализировать эффективность мероприятий внеклассной работы, направленных на эстетическое воспитание личности.
Задачи:
- Изучить понятие «эстетическое воспитание»;
- Выявить категории эстетического воспитания во внеклассной работе;
- Проанализировать особенности эстетического воспитания учащихся разных возрастных групп;
- Определить цели, методы, формы эстетического воспитания в процессе внеклассной работы;
- Провести анализ опыта работы классного руководителя 9 класса Новодонецкой ОШ Рыльцевой О.Н по формированию эстетического воспитания школьников;
- Провести эксперимент по определению уровня эстетического воспитания у школьников;
- Разработать мероприятия по увеличению уровня эстетического воспитания учащихся.