В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиа - технологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности - игры, изменяются и его любимые герои и увлечения. Ранее информацию по любой теме ребенок мог получить по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Но, сегодня, учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Возникает вопрос, зачем это нужно. Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиа средств.
С целью внедрения основных идей Программы я выбрал 6 класс, в котором я работаю второй год. В классе 5 человек, 4 мальчика и 1 девочка. Трое учащихся имеют средний уровень обученности, двое имеют низкий уровень обученности по итогам анкеты, проведенной в начале практики. Ребята в этом классе работоспособны, но им не хватает стабильных, прочных знаний. Наблюдая за ними, я заметил, что у них нет дружеских отношений между мальчиками и девочками. Я понял, чтобы получить хороший учебный результат, мне необходимо сплотить их, ведь как известно, удержание полученной информации учениками (90%) происходит при передаче знаний от ученика к ученику. Значит, я должен сделать все, что бы дети научились слаженно работать в группе и в парах.
Методы и приемы, используемые на уроке, помогли формированию навыков кумулятивной беседы; умению работать в группах; способствовали формированию ответственности за принятое решение; развивали навыки формативного оценивания и самооценивания.
В серии последовательных уроков я постарался использовать элементы семи модулей Программы. Серию последовательных уроков я планировал по информатике.
Первый урок из этой серии - урок изучения нового материала по теме: «Таблица. Создание таблицы»
Урок я начал с позитивного настроя, показав ребятам видео ролик «Команда». Я считаю, что этот момент урока помог снять психологическое напряжения у учащихся, прийти к осознанию того, что любая проблема легче решается, когда это делается вместе.
Далее, с помощью решения ребусов, ребята определили тему и главную цель урока: ознакомиться с правилами создания таблицы в текстовом редакторе Word.
Для изучения нового материала я выбрал групповую работу в результате которой я хотел добиться двух основных целей: во первых, что дети поняли что работая в месте можно добиться хороши результатов и второй моей целью было продолжение работы по сплочению ребят в дружный коллектив. Я предложил детям сесть всем в группу, прочитать данный параграф применяя стратегию «Инсерт». Ученики должны развивать критическое мышление и навыки исследования, которые позволят им эффективно и успешно участвовать в более широких коммуникативных процессах, к которым у них имеется увеличивающийся доступ. (Wolfe and Alexander, 2008, Руководство для учителя).
Обычно, критическое мышление традиционно связывают с более поздними стадиями образования: с обучающимися старших классах средней школы и высших учебных заведениях. Однако я уверен что основа критического мышления могут быть развиты и в работе с младшими школьниками, начиная с очень ранней стадий их обучения, в целях развития необходимых навыков. Наиболее оптимальный для это путь – стимулирование учеников к доказательствам на основе собственного опыта. Мы расспологаем достаточное количество примеров об образе жизни в различных частях мира и в различные периоды истории, которые можно использовать для мотивирования в учениках любознательности и развития навыков критического мышления. Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. (стр. 154 Руководство для учителя).
Вынести основные понятия на флипчарт и защитить результат своей работы. Ученики не могли определиться с выбором спикера – дети были не уверены в своих силах, поэтому я предложил выйти для защиты трем учащимся и продемонстрировать свой объем изученного материала. Я был удивлен, когда одной из трех спикеров вышла выступать(Г.Ы.), очень не уверенная в себе, девочка. Обычно на уроках она стеснялась отвечать, боялась ошибиться, предпочитая вовсе не выполнять работу. Ученица согласилась выполнять это задание только по тому, что видела поддержку предыдущим спекером со стороны группы и учителя. Она поверила что и она сумеет это сделать. «Если они могут это делать, я тоже смогу это сделать » - суть процесса сравнения себя с кем-либо другим. Когда люди видят кого-то, добивающегося успеха в чем-то, их самоэффективность повышается. (Бандура,2001). А когда еще она поняла, что от того как она выполнит свою работу зависит оценка всей группы, она почувствовала свою значимость. У нее появилась деловитость в голосе и уверенность в действиях. Видно было, что она ощущала себя ни отдельной ученицей, а значимой частью группы. Даже то что она пошла выступать в последнюю очередь, я считаю, было для нее первым шагом по устранению своей неуверенности. И в этом случае, я согласна с утверждением, что дети обучаются эффективнее, и их интеллектуальные достижения выше при условии активного их вовлечения в обсуждения, диалог и аргументацию. (Руководство для учителя, стр. 156) Ученики не обучаются изолированно.
Существует актуальное сегодня понятие «учебное сообщество», при котором и ученики, и учителя позиционируют себя как обучающиеся. В подобной среде обучающихся поощряется работа сообща, взаимоподдержка и командный дух. Они работают в группах, в которых внимание уделяется жестикуляции, уважительному оппонированию, способности слушать. Эта философия характеризуется взаимоуважением и развитием самоуправления, что необходимо для устойчивости в дальнейшем обучении; в итоге формируется независимая и мыслящая личность, способная обучаться на протяжении всей жизни». (Руководство для учителя.)