Цель настоящей методической разработки – помочь преподавателям, особенно начинающим, в планировании курса сольфеджио в подготовительном классе в ДМШ и ДШИ.
Она составлена на основе «Образовательной программы по предметам подготовительного класса ДМШ и ДШИ» (далее по тексту Программы), разработанной Министерством образования и науки республики Казахстан от 04 февраля 2019 года, № 56.
Количественный состав обучающихся в подготовительном классе по сольфеджио 6 – 10 человек. Срок освоения Программы – один год. Объем учебного времени – 1 урок в неделю, 34 часа в учебном году.
Сольфеджио – комплексный предмет, развивающий музыкальный слух, чувство метра и ритма, музыкальную память и мышление. Занимаясь сольфеджио – дисциплиной, прежде всего практической, - ученики получают на просто знания, а умения – слышать, петь, записывать музыку.
Очень важно не напугать теорией маленького ученика – 6-7-летнего ребенка.
Основные принципы на начальном этапе сольфеджио:
- получение практических навыков в строго дозированных размерах.
- форма проведения урока – игровая, с частой заменой заданий и их варьированием. Именно в игре ребенок учится и познает мир музыки;
- хоровое пение – основа первого года обучения музыке; повторим: именно через хоровое пение ребенок быстро научается петь, слышать, раскрепощается. Вводить индивидуальное пение на уроке можно только тогда, когда учитель видит, что ученик уверен в своих силах;
- все навыки приобретаются через музыку, а словесные понятия и определения даются только после осмысления музыкального явления. Теория идет после практики.
- необходимо первоначальное раздельное освоение двух главных составляющих музыкального языка – ритма и лада. Этот принцип (вначале разделение, а затем «складывание» навыков) является основополагающим для формирования определенных умений, будь то беглое чтение нотного текста или запись музыки (слышу-понимаю-пишу), сочетающей определенные ритмические и ладовые закономерности.
Первый год обучения включает несколько этапов, ориентированных на определенные задачи.
Этапов всего семь:
- Подготовительный: Пение. Музыкальная грамота;
- Начальное освоение лада;
- Пение по нотам;
- Нотная запись;
- Пение двухголосия. Каноны;
- Творческие навыки;
- Повторение, Закрепление. Контроль.
Весь учебный материал распределяется по четвертям учебного года:
- первая четверть - 1 – 2-й этапы;
- вторая четверть 3-й этап;
- третья четверть – 4-5-й этапы;
- четвертая четверть – 6-7-й этапы.
Огромную роль на начальном этапе обучения сольфеджио играет музыкальный материал, который должен быть педагогически целесообразным и доступным. Все песни и попевки обязательно включают изучаемые элементы музыкального языка, интонационные, ритмические, структурные обороты (модели). Основу начального обучения составляют народные, детские песенки, попевки, прибаутки.
Необходимо сразу же обучить ребенка правильной посадке, положению корпуса, плеч, головы, рук, ног. Звук должен быть ровным, свободным, дикция – ясной. Особое внимание уделяется пению в ансамбле (учимся слушать себя и других). Начинать и заканчивать пение следует по руке педагога. Все это влияет на качество исполнения, вырабатывается выразительное, эмоциональное, интонационно чистое совместное певческое звучание, которое приносит детям радость и удовольствие.
Планирование – важный этап в работе педагога любой специальности. Весьма ответственным он является в курсе сольфеджио, дисциплине, требующей от преподавателя максимальной организованности, порядка и строгой систематичности в работе с учащимися.
Тщательно обдуманные и разработанные планы исключат элемент случайности и импровизационности на уроке, что, к сожалению, еще бытует в практике преподавателя сольфеджио, и повышает самодисциплину преподавателя и его учеников. А это – залог эффективности учебно-воспитательного процесса.
Четкое планирование помогает не упустить чего-либо из содержания программы, способствует разумной ликвидации пробелов, имеющихся в музыкальном развитии детей и, наконец, обеспечивает принцип «постепенности» в приобретении учащимися «музыкального багажа» и накоплении различных навыков.
Умение спланировать работу и на хорошем уровне провести урок – одна из важнейших задач педагога.
Естественно, что предложенный вариант календарных планов не может быть воспринят как единственно возможный.
Рекомендуемый календарный план освободит преподавателей от довольно трудоемкого начального этапа подготовки к урокам. Однако, опираясь на уже готовые планы, учитель обязан сначала продумать всю систему занятий по каждой теме и только после этого детально разработать план каждого урока.
Разработка урока фиксируется в поурочном плане, отражающем весь процесс работы в классе. В поурочном плане определяется «дозировка» тех или иных видов деятельности, заданий и используемый музыкальный материал. Составление поурочных планов – обязательная форма подготовки к занятиям, и она должна выполняться всеми, без исключения, педагогами. Форма поурочного плана может быть произвольной.