Для успешной сдачи внешенего суммативного оценивания учениками 10 и 12 классов учителю на своих уроках необходимо развивать у учащихся навык систематизации и обобщения знаний, так как правильно поставленная систематизация учебной деятельности позволяет вовремя вскрыть пробелы, ошибки и недочеты учеников, а также указать им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Анализируя сложившуюся ситуацию на совместном планировании творческой группы Lesson Study было принято решение использовать инструменты визуальной коммуникации – графические органайзеры. Внедрение графических органайзеров в учебный процесс поможет в структурировании изученной информации, поскольку развивается умение работать с информацией, формулировать главную мысль, выделять ключевые слова, сворачивать информацию в виде вторичных источников, что способствует подготовке на высоком уровне к итоговому контролю. В 2003 г Институт продвижения исследований в образовании (США) при Ассоциации за образование взрослых и грамотность (AEL) опубликовал обзор 29 исследований использования визуальных средств обучения. В большинстве исследований речь шла именно о графических органайзерах. Ученые установили, что их применение улучшает показатели студентов в нескольких направлениях. А именно:
- Улучшается запоминание информации – в том случае, когда она представлена как визуально, так и в текстовой форме.
- Улучшается понимание прочитанного.
- Растет успеваемость, в том числе у студентов, имеющих трудности в обучении.
- Улучшаются навыки критического мышления. [1]
Эффективность выбранной стратегии была изучена в рамках школьного проекта «Исследование урока», целью которого является поиск действенных методов преподавания для повышения профессионального уровня учителя и продуктивности процесса обучения.
Изучив соответствующую литературу, обсудив с творческой группой данный вопрос мы сформулировали цель исследования «Каким образом использование различных графических органайзеров влияет на развитие навыков систематизации количественных и качественных показателей процессов и явлений на уроках химии и биологии?»