Основная задача уроков русского языка – развитие устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием их мышления.
В данном учебном пособии, рассчитанном на послебукварный период, введено поурочное планирование. Все упражнения разделены на три части:
- упражнения для коллективной работы;
- упражнения для самостоятельной работы;
- упражнения для самостоятельной работы;
Во многих методических пособиях говорится об индивидуальном подходе к обучению ребенка. Обычно для достижения это цели рекомендуют карточки. Моя книга позволит учителю сэкономить время и силы при подготовке самостоятельной работы к каждому уроку.
Мое пособие предполагает принципиально новый подход к организации самостоятельной работы. Не секрет, что в школу приходят ученики с разным запасом знаний и разным потенциалом, а ведь каждый из них должен работать на уроке с интересом. Это возможно, если он выполняет посильное для него задание. Поэтому я ввела дифференцированный подход к организации самостоятельной работы. Одна из причин нежелания учиться заключается в том, что ученику со слабыми способностями на уроке предполагается задание, к которому он еще не готов, с которым он не может справиться, а сильный ученик, быстро выполнив задание, поневоле скучает.
Всего этого можно избежать, если у ребенка будет возможность выбора задания по своим силам. Исходя из индивидуальных особенностей детей, я ввела поуровневое планирование. Задания подобраны так, что при единой познавательной цели и общем содержании они отличаются разной степенью трудности. Задания составлены таким образом, что к достижению единой цели учащиеся идут разными путями.
При выполнении первого уровня ученик закрепляет базовые знания первого класса традиционной системы. Второй уровень – уровень повышенной сложности. Он предполагает не только выполнение заданий на отработку учебного материала, но и развитие речи, логического мышления. Задания третьего уровня включает уже элементы творчества – это мини сочинения, короткие стихотворения, работа со словом и т.д.
При выполнении самостоятельной работы учащиеся становятся субъектом познавательной деятельности, которая воспитывает инициативность (в данном случае выбор уровня и т.д.), самостоятельность в усвоении знаний, умений и навыков, развивает мышление, речь, память и творческое воображение. Целесообразность поуровнего обучения обусловлена стремлением создать более благоприятные условия для творческого развития каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей и интересов.
Пособие можно использовать как дополнительный или основной материал на уроках русского языка и для занятий дома. Текст заданий в классе читает учитель, дома – родители.