Классный час на тему «Школа – дом дружбы» для 4 класса с пояснением какие умения по работе с информацией формируются у учащихся на каждом этапе урока.
Этап урока, его цель |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
Какие умения по работе с информацией формируются у учащихся |
1.Организационный момент.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».
1-2 минуты |
-Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас видеть. Присаживайтесь. - Сядьте по удобнее, подтяните подбородок, держите голову высоко. Молодцы! А теперь повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки, посмотрите соседу в глаза и подарите ему, молча самую добрую улыбку по очереди, и продолжите фразу “Я желаю тебе сегодня …” (Ребята говорят пожелания друг другу.) - Вот видите от наших улыбок, добрых слов, уютнее и теплее стало в классе. Улыбка имеет эффект зеркала. Улыбнись и ты увидишь улыбку!
|
Обучающиеся положительно настраиваются и включаются на предстоящую деятельность.
|
Умение воспринимать информацию |
II. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
4-5 минут
|
- Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего занятия, послушаем песенку «Дружба крепкая, не сломается…» - Кто попробует отгадать о чем мы с вами сегодня поговорим? - Правильно, ребята, о дружбе. Но посмотрите вокруг, здесь и сейчас вас окружают ваши друзья, ведь именно с ними вы будите дружить очень долгое время. Итак, наша тема «Школа – дом дружбы» - Как вы думаете, какую цель мы поставим перед собой на классном часе? - Таким образом, целью классного часа является узнать, что такое настоящая дружба, научиться ее беречь и понять важность школьных друзей. |
Обучающиеся с помощью наводящих вопросов формулируют тему и цель классного часа. У них происходит актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи). |
Умение, на основе некоторого количества информации видеть полную картину, строить определенные выводы. |
III. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
4-5 мин;
|
-Ребята, как вы понимаете, что такое «дружба»? -Правильно, молодцы. -Я нашла определения дружбы, обратите, пожалуйста, внимание на доску. «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии и общих интересах». Дружба – это такие отношения, которые основаны по принципу «Ты - мне, я – тебе». - Как вы думаете, какое определение неправильное и почему? - Как вы понимаете, кто такой, друг? (Обобщить) -Ребята, поднимите руку у кого есть друзья? -А кто еще не имеет друга? -А теперь поднимите руки те, кто хотел бы найти себе друга. -А для чего нужны друзья? (С ними веселей, они помогут.) -А как вы понимаете, кто такой товарищ? (Обобщить) - Почему мы дружим друг с другом? (Мы дружим не ради выгоды. Не для того, чтобы тебе что-нибудь хорошее делали, а для приятного общения. Надо уметь помогать друг другу, проявлять внимание, чуткость). - Будут ли дружить с человеком, который выбирает себе друзей по внешности, а именно, за умение красиво одеваться? (У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив.) |
Обучающиеся оценивают усваиваемое содержание, анализируют, сравнивают предложенную информацию, высказывают свою точку зрения, чётко и полно аргументируя свои мысли |
Умение произвольно и выразительно строить свою речь с учетом целей коммуникации Умение работать, сравнивать, обобщать информацию, выделять из нее главное, делать выводы. |
IV. «Открытие нового знания». Этап изучения новых знаний и способов действий
Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.
7-8 мин;
|
Дружба – главное чудо всегда, Сто открытий от нас всех таящее. И любая беда, не беда. Если рядом друзья настоящие. -В стихотворении прозвучали такие слова, «если рядом друзья настоящие». -А кто такие настоящие друзья? -Давайте попробуем определить, какими качествами должен обладать настоящий друг. Для этого я вам предлагаю создать «Цветок дружбы». -Для этого мы поделимся на группы по 4 человека. Я раздам каждой группе по лепестку и вам нужно написать какое, по вашему мнению, самое главное качество настоящего друга, затем мы приклеим ваши лепестки на доску к сердцевине и получим большой цветок. |
Обучающиеся демонстрируют навыки групповой работы, чётко и полно аргументируют свои мысли. Обучающиеся демонстрируют навыки ведения диалога и аргументировать свою позицию |
Умение высказывать свою точку зрения, чётко и полно аргументируя свои мысли Умение работать в группе и договариваться между собой, приходить к общему заключению |
V. Первичное закрепление. Этап закрепления знаний и способов действий
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
• 4-5 минут;
|
Притча «гвозди» Жил-был мальчик с ужасным характером. Его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик забил 37 гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди... Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошел к своему отцу и сказал об этом. И отец сказал ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения. Дни шли за днями, и наконец мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди. Отец привел сына к ограде и сказал: "Сын мой, ты хорошо вел себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Неважно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется. Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная. Друзья - это редкие драгоценности, они приносят тебе улыбку и радость. Они готовы выслушать тебя, когда тебе это нужно, они поддерживают тебя и открывают тебе свое сердце".
Игра «Ассоциация» -Возьмите мяч, и каждый по очереди говорит слово которое у него ассоциируется с дружбой, повторятся нельзя.
|
Внимательно слушают притчу. Учащиеся, через игровую деятельность, демонстрируют свое воображение, речь, мышление, умение анализировать. |
Умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий Умение из большего количества информации выделять самое основное, нужное |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль Этап применения знаний и способов действий
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
• 4-5 минут;
|
- Мы хотим, чтобы наш класс был самым дружным. Но, возможно, что-то мешает этому. Чтобы разобраться в этой проблеме, мне нужна ваша помощь. Перед вами анкеты. Здесь несложные вопросы, но они касаются ваших отношений друг с другом. Отнеситесь серьёзно и отвечайте честно. Анкеты обязательно нужно подписать. Я даю честное слово, что никто, кроме меня, не узнает о том, что вы написали. Ни с кем не советуйтесь и не подсматривайте в чужие анкеты. Важно только ваше мнение. (Вопросы: 1. Если вас класс расформируют, с кем бы вы хотели остаться? 2. Кого бы вы пригласили на свой день рождение? 3. С кем бы вы пошли в горы? (Нужно указать троих учеников))
Графический диктант. -Я буду читать какое-либо утверждения, относящееся к теме урока. Если вы согласны с этим утверждением, ставите «+», а если нет, аналогично – «-». А потом я покажу вам правильные ответы и вы поймете умеете ли вы дружить. (Нужно доверять друг другу. Нельзя предавать своего друга. С друзьями нельзя делится секретами. Не обязательно держать свои обещания. Нужно помогать вашему другу, когда ему это нужно. Нужно радоваться победам ваших друзей. На друзей всегда можно положиться. Не нужно хранить секреты друзей. Нужно иногда ругаться с друзьями, чтобы укрепить вашу дружбу. Хорошо дружить – значить говорить друг другу только правду. Если друг попал в беду, помоги ему, чем можешь. Нельзя проводить много времени с друзьями. Друзья – твоя опора.)
|
Выполнение деятельности. Контроль по промежуточным результатам. Самопроверка. Коррекция деятельности. Осмысление причин неудачи деятельности. |
Умение анализировать полученную информацию |
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
• 7-8 минут;
|
- Сейчас я предлагаю вам создать книгу «Дружные ладошки». Каждый обводит свою ладошку на листе бумаги. А потом ваша задача написать на ней кратко о своем друге-однокласснике. У меня есть ленточка. Когда все ладошки будут готовы, я соберу их на ленту и завяжу крепко-крепко, чтобы такой же крепкой была и ваша дружба. Кому непонятно как выполнять? Можно приступать. Кто закончит, поднимите руку. - Посмотрите, что у нас получилось. Данная книга остается у вас, на перемене вы можете посмотреть и почитать ее.
|
Демонстрируют свои творческие способности. |
Умение интерпретировать полученную раннее информацию и на ее основе выполнять необходимые действия. |
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
• 2-3 минуты; |
- Достигли ли мы цель классного часа? - Что больше всего вам запомнилось на классном часе? - Наш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание. Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, будем помогать друг другу в трудную минуту, ценить и беречь хороших и верных друзей. Ведь «Дружба дороже богатства». |
Самоконтроль и самооценка полученных результатов. |
Умение обобщать полученную информацию, приходить к умозаключению |