В 2022-2023 учебном году школа работала над методической темой «Формирование ключевых компетенций всех участников образовательного процесса через развитие мотивационной сферы». Цель: создание условий для профессионального роста педагогов школы в условиях развивающейся образовательной среды.
На основании результатов можно сделать вывод, что показатель качества обучения остался на прежнем уровне, 62 %. А по итогам 1 полугодия был ниже прошлогоднего результата на 2% (60%). Самый низкий показатель - 46% дали учащиеся 9-х классов.
В результате наблюдения за уроками педагогов школы, а также анализа опросов через лист «Самооценки педагога», можно сделать следующие выводы:
1/ из 52 педагогов школы 24% (педагоги со стажем более 20 лет) показывают признаки действенной эмпатии, что говорит об их стремлении к изменениям;
2/ 38% педагогов характеризуются выраженной тревожностью, демонстрируют нежелание что-что менять в профессиональной деятельности;
3/ 78% педагогов коллектива, большая часть, демонстрируют привязанность к исполнению своей работы привычными способами;
Как видно, наблюдается незаинтересованность к саморазвитию и отсутствие сформированных навыков эмпатии, межличностного взаимодействия, присутствует непонимание важности рефлексировать. В плане не были продуманы индикаторы измерений, а значит, при планировании методической работы неэффективно были отобраны формы организации и способы сотрудничества, на которых формировались навыки межличностного общения, для проявления активности и гибкости в коммуникациях. Недостаточное внимание уделено обучению навыкам совместного планирования, созданию условий для инновационного характера педагогических взаимоотношений в коллективе.
Для повышения уровня увлеченности педагогов собственным полем развития планирование будет составлено через психолого-педагогическое сопровождение. В творческой группе разработаем основание и программу, отберем эффективные технологии сопровождения. Данное направление считаю очень важным, так как развить индивидуальность педагога, улучшить взаимоотношения всех участников образовательного процесса – это и есть задача методического сопровождения.
Реализация будет проходить с основой на личностный и деятельностный компоненты и соответствие стандарту профессиональной деятельности педагогов, их должностные обязанности. Основные индикаторы поэтапных положительных изменений: повышение мотивации и эмпатии, снижение ригидности, готовность к взаимному сотрудничеству, активное внедрение навыков коммуникаций.
На первом установочном этапе будет планирование тренингов, практических семинаров, проведение анкетирования и интервью для создания у педагогов мотивационной установки на важность и необходимость саморазвития и инновационные профессиональные действия.
В планировании практико-ориентированных мероприятий второго этапа для творческих групп, Lesson Study, акцент будет сделан на соотнесение индивидуальных ресурсов педагогов и их желанием саморазвиваться.
В ходе третьего прогностического этапа педагоги составят рефлексивный отчет по итогам учебного года, где представят собственную модель профессиональной компетентности, через критическую рефлексию «Методом оценки 360 градусов» определят положительные изменения и направления для улучшения.
Несомненно, на качество деятельного компонента большое влияние оказывает постоянная трансформация. Поэтому станет задачей подведение педагогов к рефлексивной коррекции в способах выполнения деятельности. Для эффективного выполнения профессиональной деятельности педагогов важно создать инновационную образовательную среду. Вводим рейтинг активности и качества участия каждого педагога, что приведет коллектив в целом к динамике профессиональной компетентности.
В ходе реализации плана методической работы и ВШК, отслеживание результативности изменений будет происходить поэтапно, в соответствии с планом психолого-педагогического сопровождения педагогов через мониторинг, как «функцию слежения». Это даст точку роста для эффективного проектирования процесса управления школой за качеством образования.
В задачах плана обязательно выставим реализацию педагогами развития собственной профессиональной деятельности, что соответственно создаст условия для роста учебной мотивации учащихся. На мой взгляд инновационные изменения не должны идти вразрез школьной культуре. Поэтому очень важно подпитывать систему управления знаниями через формы эффективного взаимосотрудничества педагогов.
Отслеживание и профилактика стагнации (использования педагогами несменяемых техник обучения) будет осуществляться через наблюдение и анализ уроков. Отслеживание динамики социально-профессиональной активности педагогов - через появление собственных социально-педагогических ориентиров, отраженных в планах самообразования, мониторинг участия в различных мероприятиях, изготовление собственных методических продуктов, активное пребывание в профессиональных сообществах.
Главным индикатором эффективного управления научно-методической работой будет рост профессионального потенциала педагогов и положительная динамика качества учебно-воспитательного процесса школы.