Предмет: Русский язык |
Школа-гимназия №252 имени Г.Н.Ковтунова |
|||||
Дата:
|
ФИО учителя: Мухамадеева Рузель Фанильевна |
|||||
Класс: 3 |
Количество присутствующих: |
Количество отсутствующих: |
||||
Раздел (сквозная тема): |
Культура отдыха. Праздники |
|||||
Тема урока: |
Текст. Связь предложений в тексте./ Отдых. |
|||||
Цели обучения в соответствии с учебной программой: |
3.1.2.1 определять тему, основную мысль высказывания, опираясь на ключевые моменты 3.2.4.1 определять типы текстов - описание, повествование по их особенностям 3.3.2.1составлять и писать тексты на заданную тему по опорным словам, по готовому плану и составленному коллективно |
|||||
Цели урока: |
- Называет тему и основную мысль текста - Определяет типы текстов - Составляет тексты по опорным словам |
|||||
Ход урока: |
||||||
Этап урока/ Время |
Действия педагога |
Действия ученика |
Оценивание |
Ресурсы |
||
1.Начало урока. 0-5 мин |
1.Приветствие. - Здравствуйте! Начинаем урок русского языка. 2. Создание положительного эмоционального настроя и коллаборативной среды: -Покажите ладони. Чувствуете что-нибудь? Потрите ладони, что сейчас чувствуете? Соедините ладони с ладонями соседа. Что сейчас чувствуете? Думаю, наш урок пройдёт в тёплой, доброжелательной обстановке, вы узнаете что-то новое. И к концу урока вас обязательно ждет успех !
|
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
Дарят улыбки. Чувствуют тепло.
|
ФО Словесное поощрение
|
Эмоциональный настрой
|
||
2. Середина урока. 5 – 40 мин
|
1.Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. Минутка чистописания: - Откройте тетрадь. Вспомним правила посадки при письме. Я тетрадочку открою, Уголочком положу, И от вас, друзья, не скрою, Ручку я, «вот так» держу, Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь!
- Запишите сегодняшнее число … . Классная работа. - Начинаем урок с минутки чистописания. Пропишите строчные буквы, чередуя их в таком порядке: т к е с
- Запишите пословицу: Хорош отдых, когда работа сделана.
-Как вы понимаете эту пословицу? - Желаю вам сегодня справиться со всеми заданиями , чтобы ваш отдых тоже был «хорош»
2.Сообщение темы урока. - Из букв, прописанных в чистописании, попробуйте составить слово. Буквы в слове могут повторяться. (Текст). - Можете назвать тему урока? -Тема урока «Текст. Связь предложений в тексте.Отдых».
3. Актуализация ранее изученного. (К) С «Мозговой штурм». Цель: Активизация имеющихся знаний. Называют признаки текста.
-Включиться в работу нам поможет «мозговой штурм». -Отвечайте на вопросы хором, быстро.
*Несколько предложений, связанных между собой по смыслу- это (текст). *То, о чём говорится в тексте - это его (тема) *То важное, главное, что хотел сказать автор в своём тексте – это его (основная мысль) *В нём отражена тема текста – это (заголовок)
4.Формирование новых знаний.(К) Работа с деформированным текстом. С «Дешифровщик». Цель: Устанавливают связь предложений в тексте. Называют тему текста. Определяют тип текста.
- А сейчас предлагаю вам поработать в роли дешифровщиков. На партах у вас лежат карточки с записью, где смешались два текста. Эта же запись сейчас на экране. - Прочитайте про себя запись на карточке.
По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Вчера я был в цирке и видел тигров. Одна плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца. Мех густой, с пятнами.
- Попробуйте назвать тему одного из текстов. (Рысь) - Возьмите ручку. Подчеркните в карточке одной чертой все предложения, которые относятся к тексту о рыси. - Прочитаем полученный текст. Читать будем по одному предложению. Если вы не согласны с ответом одноклассника, поднимите руку. По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Одна плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой . с пятнами.
- Придумайте и запишите посередине строчки заголовок к этому тексту. - Прочитайте полученные заголовки. - Определите тип текста. Докажите.
- Выпишем из текста слова, которые описывают рысь. У доски выписывает эти слова … (фамилия, имя обучающегося).
Крупная, плоская, узкая, толстые, сильные, густой, с пятнами. -Где мы можем встретить рысь? Является ли поход в зоопарк отдыхом?
- Назовите тему второго текста. (Тигры в цирке.) - Возьмите ручку. Подчеркните в карточке волнистой линией все предложения, которые относятся к тексту о тиграх в цирке. - Прочитаем полученный текст. Читаем по одному предложению. Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.
- Придумайте и запишите посередине строчки заголовок к этому тексту. - Прочитайте полученные заголовки. - Определите тип текста. Докажите. - Выпишем из текста слова, называющие действие предмета. Как ещё их можно назвать? (Глаголы). - У доски выписывает глаголы … (фамилия, имя обучающегося) . Был, видел, не выделывали, вставали, прыгали.
Поддержка учащегося с ООП (испытывающему трудности при письме) : помощь учителя .
Обратная связь. - Кто был в цирке? Видели ли вы тигров? - Ребята, как надо вести себя в цирке, зоопарке? - Что помогло вам дешифровать тексты? Вывод: Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу.
5. Физминутка. Раз грибок, два грибок По тропинке леший шёл, На полянке гриб нашёл. (ходьба на месте) Раз грибок, два грибок, Будет полный кузовок. (приседания) Леший охает: устал, От того, что приседал. (потягивания-руки вверх) А потом назад прогнулся, А потом вперёд прогнулся И до пола дотянулся. (наклоны вперёд и назад) И налево, и направо Повернулся. Вот и славно. (повороты туловища вправо и влево) Леший выполнил разминку И уселся на тропинку. (дети садятся за парты)
6. Закрепление пройденного материала. Работа в группах. Цель: исследовать информацию, найти текст, исправить ошибки. Задания для групп: -Прочитайте информацию. -Можно ли её назвать текстом? Почему? -Есть ли ошибки в этих текстах? Исправьте ошибки, преобразуйте текст. 1 группа. Птенец выпал из гнезда. Его нашли в саду на земле. Он не умел летать. Игорь взял птенчика домой. Птенец стал жить в его комнате. (Эта информация является текстом, т.к. состоит из нескольких предложений связанных по смыслу.)
2 группа. Стоит Антошка На одной ножке. Кто мимо пройдёт, Тот поклон отдаёт. (Загадка о грибе. Эта загадка является текстом, т.к. состоит из нескольких предложений связанных по смыслу)
3 группа. Ученик, учитель, школа, книга, тетрадь, карандаш, дневник. (Эта информация не является текстом, т.к. нет предложений, не выражена мысль)
4 группа. Весной. Светит весеннее солнышко. Журчат ручьи. И тут появились дельфины. На деревьях набухли почки. В рощах кричат грачи. (Информация будет текстом, если удалить лишнее предложение о дельфинах.)
5 группа. В библиотеке. Вдруг налетел резкий ветер. Закачались гибкие веточки. Затрепетали листочки. На дорожку сада упали первые капли дождя. (Эту информацию можно назвать текстом. Заголовок не подходит к данному тексту)
Поддержка учащегося с ООП (помощь группы).
7. Дифференциация. (И) Карточки для самостоятельной работы.
1. Составь предложения с данными словами, чтобы получился текст. Придумай заголовок к тексту. Весна, тепло, птицы, домики, радость (Если нужно, изменяйте окончания слов)
2. Из слов каждой строчки составь предложения. Дай название рассказу. много, в, грибов, лесу тропинки, прячутся, у, боровики грузди, в, ельнике, растут полянке, на, рыжики, появились
3.Переставь предложения так, чтобы получился рассказ. Ласточка позвала других ласточек и выгнала стрижа. Влетел в гнездо стриж и сел. Ласточка строила гнездо.
Поддержка учащегося с ООП (испытывающему трудности при письме): работа по карточке (с помощью учителя).
-Прочитай текст. -Найди лишнее предложение. Подчеркни его. -Прочитай текст правильно, без этого предложения. Пригрело солнце. Проснулась медведица. Ребята пошли на прогулку. Вышла она из берлоги. Вылезли с ней и медвежата. - О ком этот текст? Как его можно озаглавить? Оценка уровня достижений
|
Вспоминают правила посадки при письме.
Учащиеся записывают в тетради пословицу, буквы; объясняют смысл пословицы.
Составляют слово «текст». Предполагают тему урока.
Отвечают на вопросы мозгового штурма.
Работают с деформированным текстом.
-Называют тему первого текста
- Подчеркивают предложения о рыси
-Читают полученный текст
-Озаглавливают текст о рыси
-Определяют тип текста
-Выписывают слова, которые описывают рысь
-Называют тему второго текста
- Подчеркивают предложения о тиграх
- Читают полученный текст
-Озаглавливают второй текст
- Выписывают слова, называющие действие предмета.
Отвечают на вопросы о поведении во время отдыха . (В зоопарке, цирке нужно вести себя воспитанно. Нельзя дразнить зверей, кормить их и трогать. Не стоит кричать возле зверей, пугать их и т.д.)
Делают вывод: Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу.
Учащиеся повторяют движения за учителем
Работают в группах: -Читают текст -Обсуждают в группе - Один уч-ся читает вслух и высказывает мнение группы. - Класс выражает согласие или несогласие сигнальными карточками.
ФО Дескрипторы: (В) - Составляет предложения по опорным словам, объединяя их в текст -Озаглавливает текст (С) -Составляет предложения из слов -Озаглавливает текст (Н) -Определяет порядок предложений по смыслу
КО: -составляет текст -озаглавливает текст
|
ФО похвала учителя
ФО КО: - называет признаки текста
ФО КО: -Называют темы текстов
-Подчеркивают предложения -Читают полученные тексты
-Озаглавливают тексты
-Определяют типы текстов
-Выписывают слова описания, действия предметов
ФО взаимооценивание групп
ФО |
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Ресурс №1
Ресурс №2
Сигнальные карточки
Ресурс №3
|
||
3. Конец урока. 40-45 мин |
8.Итог урока. Закончите предложения. Сегодня на уроке я: Узнал… Научился… Было интересно… Было трудно…
Рефлексия. «Моё настроение»
На доске изображены три человечка с разной мимикой: оцените свою работу на уроке.
-Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите свою фишку весёлому человечку. -Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, положите свою фишку второму человечку. - Кому на уроке работать было очень трудно, с заданием не справились, положите свою фишку грустному человечку. -Посмотрите на наших человечков. -Какой вывод сделаете? Домашнее задание: Напиши небольшой текст повествование о вашем семейном отдыхе. |
Отвечают на вопросы учителя, оценивают свою деятельность на уроке |
|
Картинки к рефлексии. Приложение 4 |
Текст. Связь предложений в тексте
Полная версия материала